Выступление на ГМО

09.02.2022

Одной из эффективных форм системы непрерывного образования педагогов дошкольного образования являются методические объединения.

Методические объединения – специальный комплекс практических мероприятий, базирующихся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога.

Целью работы методического объединения является повышение профессионального уровня педагога и его личностной культуры для достижения стабильно положительных результатов образовательного процесса в соответствии с инновационными технологиями.

09.02.2022

Методика написания и представления доклада

Доклад – одна из форм представления самостоятельной работы  всех сфер деятельности и специальностей. Однако принципы написания и представления доклада на всех уровнях остаются одинаковыми. И научившись писать и представлять доклад, дальнейшая работа с докладами будет зависеть только от личного совершенствования навыков.

Как правило доклад должен продолжаться не более 10 минут, что составляет 3–4 страницы (формат А4) напечатанного (написанного) текста и/или 4–5 кадров мультимедийной презентации, которую докладчик показывает в процессе выступления для иллюстрации сказанного.

Умение представлять доклад зависит, прежде всего, от его содержания и личностных качеств докладчика.

С целью освоения методов написания и представления доклада мы рассмотрим следующие аспекты:

– содержание доклада,

– представление доклада,

– оформление доклада

Содержание доклада

Что касается содержания доклада, то вне зависимости от темы от темы он должен отвечать на уже сформулированные нами вопросы:

– Что?

– Где?

– Когда?

– Почему?

– Зачем?

– Как?

Первые три вопроса – «что», «где», «когда», как правило, составляют вводную часть доклада – это тема и сопутствующая информация. Например, такие темы как, «Еврейская идентичность в современных российских условиях», «Восприятие этничности в учительской среде в реорганизованной школе города Москвы глазами учащихся» уже содержат ответ на эти вопросы. 

Что касается ответа на вопросы «почему» и «зачем», то, фактически они позволяют формулировать причины и следствия тех или иных явлений и процессов. Именно ответ на эти вопросы лежит в основе всей научно–исследовательской и проектной деятельности. 

Ответом на вопрос «как» является изложение самой сути явления. Если ответ на предыдущие вопросы занимает не более 1 минуты на каждый, то суть явления следует изложить наиболее основательно в течении 5–7 минут. Именно для изложения этого материала целесообразно пользоваться иллюстративным материалом или подготовить мультимедийную презентацию.

Итогом доклада должен стать вывод, который заключается в обобщении изложенного материала. В этой части сообщения можно подчеркнуть значение персоналии, явления или открытия, в зависимости от темы доклада, для будущего развития.

Представление доклада

Представление доклада – очень важный элемент аудиовизуальной работы в аудитории.

При всей заманчивости иметь полный текст доклада для выступления, стоит  пользоваться только тезисами (или планом) сообщения в напечатанном/написанном виде (0,5–1 страница).

Во-первых, это даст возможность изложить материал своими доступными для понимания «своей» возрастной категории словами.Хочу такой сайт

Во-вторых, позволит самому  лучше вдуматься в суть того, что он излагает.

В-третьих, поможет научиться литературно и понятно излагать устный текст, а в лучшем случае выработать свою манеру и стиль устного выступления.

В-четвертых, такое выступление более интересно и понятно для восприятия слушателями.

Ну и наконец, постепенно уменьшит страх  говорить и выступать перед аудиторией.

Использование тезисов, плана, а тем более, мультимедийной презентации, позволит не растеряться перед слушателями и не «потерять» ход мысли.

В некоторых случаях,  имеют возможность предоставить только графические материалы для иллюстрации своего сообщения. Это могут быть графики, изображения на доске, чертежи, плакаты, портреты, репродукции и т.д. Однако вне зависимости от вида иллюстративного материала необходимо помнить о нескольких обязательных требованиях:

Во-первых, иллюстративный материал должен быть хорошо виден аудитории, а значит быть достаточно крупным.

Во-вторых, если иллюстративный материал текстовой, то в нем должны быть отражены только ключевые пункты сообщения – только тезис, без подробностей и комментариев.

Ни в коем случае не должно быть так, что доклад постранично напечатан в виде крупного текста на доске в мультимедийной презентации, а докладчик просто читает с доски или экрана.

Если представлен иллюстративный материал в виде рисунков, репродукций и фотографий, то обязательно нужно указать на те элементы, которые могут проиллюстрировать сказанный докладчиком тезис. В этом случае следует сделать небольшую паузу в выступлении (2–3 сек.), чтобы аудитория самостоятельно могла рассмотреть изображение.

Если представлен материал в виде карт, графиков, диаграмм и схем, то в процессе выступления для наглядности стоит указывать на каждый упомянутый элемент.

Однако не зависимости от предоставления иллюстративного материала в той или иной форме, основное внимание при выступлении, все же акцентируется на докладчике. 

Здесь также нужно соблюдать несколько обязательных несложных правил, которые вырабатываются практикой.

Во-первых, нельзя читать текст.

Во-вторых, слова и фразы нужно произносить не быстро и четко, чтобы слушатели успели воспринять информацию докладчика.

В-третьих, до и после особенно важных тезисов нужно делать небольшую паузу, тоном подчеркивая их значимость. Также тоном стоит отметить заключение доклада и вывод, чтобы сообщение оставило ощущение целостности и законченности.

Как правило, после доклада, аудитории предоставляется 2–3 минуты, чтобы задать дополнительные вопросы. Обычно, в процессе подготовки сообщения, докладчик ознакомился с материалом и более-менее знает, как ответить на такие вопросы. Но бывают случаи, когда знаний недостаточно, и ответить на вопрос сложно. Главное в такой ситуации – не теряться. В крайнем случае, стоит сказать, что в данный момент докладчик не готов ответить, но подготовится и сделает это в ближайшее время, если есть такая возможность.

Оформление доклада

Правила оформления доклада такие же как, правила оформления любой учебной или научно-исследовательской работы. Однако, как правило, школьники не сдают доклады в виде письменного материала. Тем не менее, они должны знать основные принципы оформления такого типа работы.

Первый лист такого документа оформляется как титул, следовательно, на нем крупно должны быть обозначены:

– в верхней части листа по центру – учреждение, в котором доклад выполнен;

– в середине листа по центру должны быть указаны автор работы и название доклада. В некоторых случаях указывается  должность и т.д.;

– в нижней части страницы по центру отмечается год создания работы.

Следует отметить, что номер страницы на титульном листе никогда не ставится.

Если доклад большой, то на следующей странице указывается его содержание. Однако, доклады  как правило, небольшие, поэтому со второй страницы идет непосредственно изложение текста.

После текста на отдельной странице перечисляется использованная литература, в том числе Интернет-сайты, с которых была взята информация с указанием даты обращения.

Если доклад сопровождался графическими или другими иллюстрациями, то в конце документа дается Приложение и вставляются эти материалы. Если доклад сопровождался презентацией, то она распечатывается и также прилагается к докладу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».