I. Цель и задачи наставничества. Функции ДОУ в области внедрения целевой модели наставничества 2.1. Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, а также оказание помощи педагогическим работникам (далее — педагоги) ДОУ в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей. 2.2. Задачами наставничества являются: − улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах деятельности; − обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и работы в коллективе; − формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а также при выполнении должностных обязанностей; − ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень; − сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при приеме на работу, закрепление педагогических кадров в ДОУ и создание благоприятных условий для их профессионального и должностного развития; − создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности, участвующих в наставнической деятельности; − выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию; − формирование открытого и эффективного сообщества вокруг ДОУ, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками. 2.3. Внедрение целевой модели наставничества в ДОУ предполагает осуществление следующих функций: − реализация мероприятий «Дорожной карты» внедрения целевой модели наставничества; − разработка, утверждение и реализация Программ наставничества; − назначение куратора, ответственного за организацию внедрения Целевой модели в ДОУ; − привлечение наставников, обучение, мотивация и контроль за их деятельностью; − инфраструктурное (в том числе - материально-техническое, информационнометодическое) обеспечение наставничества; − осуществление персонифицированного учёта молодых специалистов и педагогов, участвующих в наставнической деятельности ДОУ; − предоставление данных по итогам мониторинга и оценки качества Программы наставничества в ДОУ, показателей эффективности наставнической деятельности в муниципальное учреждение «Управление образования» администрации МОГО «Ухта»; − проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности наставничества; − обеспечение формирования баз данных и лучших практик наставнической деятельности в ДОУ; − обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. II. Порядок организации наставнической деятельности 3.1. Наставническая деятельность осуществляется на основании настоящего Положения, «Дорожной карты» внедрения Целевой модели и Программы наставничества ДОУ. Программа наставничества разрабатывается куратором (с участием наставников) и включает в себя: − реализуемые в ДОУ формы наставничества («педагог – педагог»; «работодатель – студент») с учетом вариаций ролевых моделей по каждой форме, − типовые индивидуальные планы развития наставляемых под руководством наставника (далее – индивидуальные планы) по каждой форме наставничества, на основе которых наставнические пары (наставляемый с наставником) разрабатывают свои индивидуальные планы с учетом выбранной ролевой модели. 3.2. Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности несет руководитель ДОУ, куратор наставнической деятельности и наставники в рамках, возложенных на них обязанностей по осуществлению наставничества в ДОУ. 3.3. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц, испытывающих потребность в развитии/освоении новых мета-компетенций и/или профессиональных компетенций. Наставничество устанавливается для следующих категорий участников образовательного процесса: − педагогические работники, вновь принятые на работу в ДОУ; − педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника. 3.4. Наставниками могут быть: − педагоги и иные должностные лица ДОУ, − сотрудники предприятий и организаций, некоммерческих организаций и иных организаций любых форм собственности, изъявивших готовность принять участие в реализации Целевой модели. Критерии отбора/выдвижения наставников и куратора представлены в Приложении №1. 3.5. Назначение наставников происходит на добровольной основе. 3.6. Наставник одновременно может осуществлять мероприятия наставнической деятельности в отношении не более двух наставляемых, исключение – групповые формы работы (обучающие, коммуникативные и иные мероприятия), по согласованию с наставником и наставляемыми. 3.7. Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для каждой наставнической пары (но не более 1 календарного года) в зависимости от планируемых результатов, сформулированных в индивидуальном плане по итогам анализа потребности в развитии наставляемого. 3.8. В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых компетенций, наставничество по согласованию с наставником и куратором может быть завершено досрочно. 3.9. Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 3.10. Замена наставника производится приказом руководителя ДОУ, основанием могут выступать следующие обстоятельства: − прекращение наставником трудовых отношений с ДОУ; − психологическая несовместимость наставника и наставляемого; − систематическое неисполнение наставником своих обязанностей; − привлечение наставника к дисциплинарной ответственности; − обоснованная просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 3.11. При замене наставника период наставничества не меняется. 3.12. Этапы наставнической деятельности в ДОУ осуществляются в соответствие с «Дорожной картой» внедрения Целевой модели и включают в себя семь этапов: Этап 1. Подготовка условий для запуска Целевой модели; Этап 2. Формирование базы наставляемых; Этап 3. Формирование базы наставников; Этап 4. Отбор/выдвижение наставников; Этап 5. Формирование наставнических пар/групп; Этап 6. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп; Этап 7. Завершение внедрения Целевой модели. 3.13. На первом этапе происходит подготовка условий для запуска наставничества в ДОУ, включающая в себя информирование потенциальных участников наставнической деятельности, определение заинтересованных аудиторий, сбор и обработку предварительных запросов наставляемых, определение форм, ролевых моделей наставничества на ближайший год, исходя из потребностей ДОУ, заключение партнерских соглашений (Приложение №2) с организациями – социальными партнерами, участвующими в реализации программ наставничества ДОУ. 3.14. На втором этапе составляется перечень лиц, желающих иметь наставников, проводится уточняющий анализ их потребности в обучении, например, с помощью диагностических бесед. 3.15. На данном этапе собираются согласия на обработку персональных данных от тех участников Программы наставничества в ДОУ, которые еще не давали такого согласия, 3.16. На третьем этапе проводится организационная работа по формированию базы данных потенциальных наставников с ориентацией на критерии отбора/выдвижения. 3.17. По итогам четвертого этапа формируется и утверждается реестр наставников, прошедших выдвижение или предварительный отбор. 3.18. Выдвижение наставника/ков и куратора может осуществляться как администрацией, так и коллективом сотрудников. В первом случае составляется проект приказа ДОУ с приложением листа согласования, направляемый потенциальным наставникам и куратору для ознакомления и согласования. Во втором случае приказ издается на основании представления коллектива сотрудников (инициативной группы, комиссии, родительского собрания и др.), составленного в произвольной форме на имя руководителя ДОУ. 3.19. Предварительный отбор наставников осуществляется на основе их заявлений (Приложение №3). Для проведения отбора приказом руководителя ДОУ создается конкурсная комиссия из 3-5 человек, которую возглавляет руководитель ДОУ, и в которую входит куратор. 3.20. Все наставники и куратор готовят свои портфолио (Приложение № 4), которые вместе с реестром наставников размещаются на сайте ДОУ (на странице/в разделе по наставничеству). 3.21. В рамках пятого этапа происходит формирование наставнических пар (групп) и разработка индивидуальных планов. По итогам осуществления данного этапа приказом руководителя ДОУ утверждается Программа наставничества на текущий учебный год. 3.22. При необходимости организовываются мероприятия по развитию наставников в формате «Школы наставников», которые включаются в Программу наставничества (Приложение № 5). 3.23. На шестом этапе проводится текущая работа куратора, наставников и наставляемых по осуществлению мероприятий Программ наставничества. 3.24. Седьмой этап включает в себя подведение итогов, проведение итоговых мероприятий, награждение эффективных участников наставнической деятельности. III. 4.1. Права и обязанности куратора На куратора возлагаются следующие обязанности: − формирование и актуализация базы наставников и наставляемых; − разработка проекта Программы наставничества ДОУ; − организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы наставничества; − подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность и представление их на утверждение руководителю ДОУ; − оказание своевременной информационной, методической и консультационной поддержки участникам наставнической деятельности; − мониторинг и оценка качества реализованных Программ наставничества через SWOTанализ в разрезе осуществленных форм наставничества (Приложение № 6); − оценка соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой модели на основе Анкеты куратора (Приложение № 7); − получение обратной связи от участников Программы наставничества и иных причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка полученных результатов; − анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической деятельности в ДОУ и участие в его распространении. 4.2. Куратор имеет право: − запрашивать документы (индивидуальные планы, заявления, представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от участников наставнической деятельности; − организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники (родители, педагоги-психологи, профориентационные тесты и др.); − вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы ДОУ, сопровождающие наставническую деятельность; − инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности в ДОУ; − принимать участие во встречах наставников с наставляемыми; − вносить на рассмотрение руководству ДОУ предложения о поощрении участников наставнической деятельности; организации взаимодействия наставнических пар; − на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества и высокого качества Программ наставничества. IV. 5.1. Права и обязанности наставника Наставник обязан: − помогать разрабатывать Индивидуальный план развития наставляемого, своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его выполнение, оценивать фактический результат осуществления запланированных мероприятий; − в соответствии с Программой наставничества лично встречаться с наставляемым для осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения, обсуждения, и (при необходимости), коррекции Индивидуального плана, выбора методов наставнической деятельности; − выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности наставляемого в рамках мероприятий Индивидуального плана; − передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным приемам и современным методам работы или поведения, в т.ч. - оказывать наставляемому помощь по принятию правильных решений в нестандартных ситуациях и пр.; − своевременно реагировать на проявления недисциплинированности наставляемого; − личным примером развивать положительные качества наставляемого, при необходимости - корректировать его поведение; − принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников в ДОУ, в том числе - в рамках «Школы наставников»; − в случае, если он не является сотрудником ДОУ, предоставить справки об отсутствии судимости, медицинские справки и иные документы, необходимые для осуществления наставнической деятельности в отношении обучающихся. 5.2. Наставник имеет право: − привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией Программы наставничества; − участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в ДОУ, в том числе - с деятельностью наставляемого; − выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и своевременности выполнения заданий, проектов, определенных Индивидуальным планом; − требовать выполнения наставляемым Индивидуального плана; − в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого (для формы наставничества «учитель-учитель») и иных оценочных или конкурсных мероприятиях; − принимать участие в оценке качества реализованных Программ наставничества, в оценке соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой модели и эффективности внедрения Целевой модели; − обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в документацию и инструменты осуществления Программ наставничества; за организационно-методической поддержкой; − обращаться к руководителю ДОУ с мотивированным заявлением о сложении обязанностей наставника по причинам личного характера или успешного выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, мероприятий индивидуального плана развития. V. Права и обязанности наставляемого Наставляемый обязан: − выполнять задания, определенные в Индивидуальном плане, в установленные сроки, и периодически обсуждать с наставником вопросы, связанные с выполнением Индивидуального плана; − совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и устранять допущенные ошибки; − выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением Индивидуального плана, учиться у него практическому решению поставленных задач, формировать поведенческие навыки; − отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его мероприятий Индивидуального плана); − сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных пунктов Индивидуального плана; − проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества; − принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, в соответствии с Программой наставничества ДОУ. 6.2. Наставляемый имеет право: − пользоваться имеющейся в ДОУ нормативной, информационно-аналитической и учебно-методической документацией, материалами и иными ресурсами, обеспечивающими реализацию Индивидуального плана; − в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным с наставничеством; запрашивать интересующую информацию; − принимать участие в оценке качества реализованных Программ наставничества, в оценке соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой модели и эффективности внедрения Целевой модели; 6.1. − при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической деятельности в ДОУ. VI. Мониторинг и оценка результатов реализации программ наставничества Оценка качества процесса реализации Программ наставничества в ДОУ направлена на: − изучение (оценку) качества реализованных в ДОУ Программ наставничества, их сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар/групп «наставник наставляемый» посредством проведения куратором SWOT-анализа (Приложение №6); − выявление соответствия условий организации Программ наставничества в ДОУ требованиям и принципам Целевой модели (Приложение №7); − Оценка эффективности внедрения Целевой модели осуществляется с периодичностью 1 раз в полугодие: не позднее 30 сентября и 30 марта ежегодно (Приложение № 8); − Оценка реализации Программ наставничества также осуществляется на основе анкет удовлетворенности наставников и наставляемых организацией наставнической деятельности в ДОУ*(Приложение №9). 7.2. В целях обеспечения открытости реализации Целевой модели в ДОУ на сайте ДОУ размещается и своевременно обновляется следующая информация: − реестр наставников; − портфолио наставников; − перечень социальных партнеров, участвующих в реализации Программы наставничества ДОУ; − анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения Целевой модели и др. 7.1. VII. Мотивация участников наставнической деятельности 8.1. Участники системы наставничества в ДОУ, показавшие высокие результаты, могут быть представлены решением руководителя ДОУ к следующим видам поощрений: − публичное признание значимости их работы - объявление благодарности, награждение почетной грамотой и др.; − размещение информации (например, фотографий, документов о поощрении, документов о достижениях, наставляемых и др.) на сайте и страницах ДОУ в социальных сетях. 8.2. Руководство ДОУ также может оказывать содействие развитию социального капитала наиболее активных участников наставничества в ДОУ через приглашение их к участию в коммуникативных мероприятиях (конференции, форумы, хакатоны, совещания и пр.). 8.3. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении аттестации педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих выплат ДОУ. 8.4. Руководство ДОУ вправе применять иные методы нематериальной и материальной мотивации с целью развития и пропаганды института наставничества и повышения его эффективности. * Осуществляется по завершении внедрения Целевой моде Приложение 1 Критерии и показатели отбора (выдвижения) наставников (кураторов) ДОУ Общими и обязательными критериями для отбора/выдвижения для всех категорий наставников и куратора ДОУ являются: − наличие личного желания стать наставником, куратором (даже при условии его выдвижения администрацией или коллективом ДОУ); − авторитетность в среде коллег и родительской общественности; − высокий уровень развития ключевых компетенций; − способность развивать других; − способность выстраивать отношения с окружающими; − ответственность; − нацеленность на результат; − умение мотивировать и вдохновлять других; − способность к собственному профессиональному и личностному развитию. Дополнительные критерии в разрезе форм наставничества приведены в таблице ниже: Форма наставничества Критерии УЧИТЕЛЬ – опытный педагог, имеющий профессиональные успехи УЧИТЕЛЬ (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров), педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического сообщества ДОУ; обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. Для отбора/выдвижения куратора он должен соответствовать критериям по форме наставничества «Учитель-учитель» и обладать дополнительно опытом управления персоналом, проектами, быть способным ставить SMART-цели, организовывать и контролировать работу коллектива, выстраивать коммуникативные каналы с наставниками и наставляемыми, вести переговоры с потенциальными партнерами ДОУ. Приложение 2 Проект соглашения о сотрудничестве ДОУ с партнеромработодателем СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ г. " " МБДОУ № 37 в лице заведующего 20 г. , (Фамилия, имя, отчество) действующего на основании Устава, именуемое далее «ДОУ» и «Наименование партнера-работодателя» в лице , (Фамилия, имя, отчество) действующего на основании , именуемое далее «Партнер», совместно именуемые «Стороны», в целях реализации на территории Свердловской области Целевой модели наставничества обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем: 1. Предмет Соглашения 1.1. Предметом настоящего соглашения является сотрудничество Сторон в форме социального партнерства и на безвозмездной основе в целях осуществления Программ наставничества Образовательной организации. 1.2. Целью сотрудничества является организация наставнической поддержки участников наставнической программы Образовательной Организации в рамках форм наставничества «педагог-педагог» 2. Права и обязанности Сторон 2.1. Партнер вправе: − участвовать в реализации Программ наставничества, реализуемых в Образовательной организации; − приглашать участников наставнической программы Образовательной организации на мероприятия, проходящие на базе Партнера в рамках Программ наставничества, реализуемой в рамках форм наставничества «педагог-педагог» − принимать участие в составлении Программы наставничества Образовательной организации, а также знакомиться с информационными, организационными и методическими материалами, сопровождающими наставническую деятельность в части, его касающейся; − размещать информацию об участии своей организации в реализации Программы наставничества Образовательной организации в средствах массовой информации, в т.ч. - в сети Интернет, в целях формирования имиджа социально-ответственной организацииработодателя. 2.2. Участвуя в наставнической деятельности Образовательной организации, Партнер принимает на себя следующие обязательства: − определяет уполномоченного сотрудника по работе с представителями Образовательной организации для оперативного решения вопросов, возникающих при совместной работе по внедрению Целевой модели наставничества; − выдвигает наставников в соответствие с критериями, предложенными Образовательной организацией; − обеспечивает участие своих наставников в обязательных мероприятиях Программы наставничества Образовательной организации; − обеспечивает сбор и предоставление наставниками всех документов, необходимых для участия в Программе наставничества Образовательной организации (например, справок об отсутствии судимости, медицинских справок и пр.); − оказывает содействие наставническим парам в части реализации Индивидуального плана развития наставляемого под руководством наставника; − несет полную ответственность за действия своих сотрудников, выполняющих роль наставников в Программе наставничества Образовательной организации. 2.3. Образовательная организация имеет право: − на получение полной информации о результатах проведения Партнером мероприятий для участников Программы наставничества на базе Партнера; − посещения представителями Образовательной организации мероприятий, проводимых Партнером для наставляемых, участвующих в Программе наставничества по форме «педагог-педагог» на базе Партнера, заранее согласовав с Партнером время и цель посещения; − по согласованию с Партнером размещать информацию о его участии в реализации Программы наставничества Образовательной организации в средствах массовой информации, в т.ч. - в сети Интернет; − запрашивать и получать у Партнера информацию, имеющую отношение к предмету настоящего Соглашения. 2.5. Образовательная организация принимает на себя следующие обязательства: − определяет уполномоченного сотрудника по работе с представителями Партнера для оперативного решения вопросов, возникающих при совместной работе по организации наставнической деятельности; − формирует группу участников наставнической программы, изъявивших принять участие в Программе наставничества с участием Партнера; − обеспечивает сопровождение наставляемых для участия в мероприятиях на базе Партнера, реализуемых в рамках настоящего Соглашения; − предоставляет Партнеру всю необходимую информацию о реализации Программы наставничества в Образовательной организации; оказывает наставникам-сотрудникам Партнера необходимую методическую, консультационную и информационную поддержку; − обучает наставников-сотрудников Партнера при условии организации на базе Образовательной организации Школы наставника. 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 3.1. Стороны обязуются соблюдать требования в отношении конфиденциальной и личной информации, ставшей известной Сторонам в результате исполнения настоящего Соглашения, в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3.2. Стороны обязуются своевременно информировать друг друга о переносе сроков и места проведения запланированных совместных мероприятий, проблемах и затруднениях, возникающих при исполнении настоящего Соглашения, а также совместно обсуждать и оценивать результаты совместной работы. 3.3. В решении вопросов, не предусмотренных настоящим Соглашением, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации. 3.4. Все споры и разногласия по настоящему Соглашению решаются путем переговоров между Сторонами. 3.5. Настоящее Соглашение может быть изменено или расторгнуто по соглашению Сторон. Соглашение об изменении или расторжении настоящего Соглашения должно быть составлено в письменной форме и подписано Сторонами. 3.6. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до . 4. Юридические адреса и подписи Сторон Наименование образовательной организации Наименование партнера-работодателя Приложение 3 Форма заявления кандидата в наставники Заведующему МБДОУ №37 (ф.и.о., должность кандидата в наставники) ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу считать меня участвующим (ей) в отборе наставников в Программу наставничества МБДОУ № 37 на 202_ -202_учебный год. Контакты кандидата: тел. E-mail: К заявлению прилагаю: 1. Портфолио на листах на 2. листах (иные документы, которые кандидат посчитал нужным представить) С Положением о наставничестве МБДОУ № 37 ознакомлен (а). Дата написания заявления « » 20 г. Подпись Расшифровка подписи Подтверждаю свое согласие на обработку своих персональных данных в порядке, установленном законодательством РФ « » 20 г. Подпись Расшифровка подписи Приложение 4 Формат портфолио наставника и куратора (для педагогов) фото ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО Направления профессиональной деятельности и интересы, в рамках которых осуществляется наставническая деятельность: (например: наставничество над молодыми специалистами, организация образовательного процесса, решение конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем педагогов и др.) Образование: наименование организации, которую окончил наставник (город, год окончания) Должность в настоящее время: Профессиональный опыт, стаж работы: краткое перечисление должностей и мест работы Опыт работы наставником: … лет Профессиональные достижения Профразвитие по профилю наставнической деятельности Работа в качестве эксперта, члена рабочих групп и др. − Автор методических разработок (указать); − Победитель Конкурса … (название, номинация, год) − … − 2015 г. - дополнительная профессиональная программа «…» ( час.), город…; −… − − − − − − эксперт конкурса … г.; член рабочей группы по разработке … г.; член комиссии по … г.; член жюри республиканского конкурса … _ г.; российский эксперт международного проекта … … г.; Наиболее значимые публикации − … − … Наиболее значимые грамоты и благодарности − Благодарность Агентства … за (… г.); − Почетная Грамота … за внедрение (… г.); − Благодарственное письмо … за значительный вклад в (… г.); Приложение 5 Концепция «Школы наставника» − «Школа наставника», как постоянно действующая коммуникативная площадка для взаимодействия наставников в ДОУ, создается с целью оказать им методическую и практическую помощь в осуществлении наставнической деятельности. − В процессе осуществления наставнической деятельности наставники сталкиваются с различными проблемами: 1. управленческого характера: − ошибки в планировании работы наставников с наставляемыми, и, как результат, формальный подход к работе с ними со стороны части наставников; − недостаточно проработанная система материальной и нематериальной мотивации наставников и наставляемых; − слабое использование в управлении наставничеством проектного подхода; − неэффективное управление коммуникациями между наставниками и наставляемыми; 2. социально-психологического характера: − пассивное взаимодействие наставляемого с наставником, в том числе - при выполнении его заданий; − избегание ответственности наставляемыми при осуществлении мероприятий, предусмотренных Индивидуальным планом развития наставляемого; − излишняя самоуверенность наставляемых, которая выливается в агрессивную реакцию во время взаимодействия с наставником; − появление внутренней конкуренции, когда товарищеский долг начинает тяготить наставника; − чувство обиды наставника на растущую независимость своего наставляемого; − недовольство наставляемого тем, что наставник преждевременно снял свою опеку и др. Вышеизложенное определят задачи и форматы работы «Школы наставника». Задачи «Школы наставника» − обеспечить эффективную обратную связь с наставниками, совместный поиск способов преодоления типичных трудностей, возникающих в ходе работы наставников; − оказать методическую и практическую помощь наставникам в планировании их работы, обучении и воспитании лиц, в отношении которых осуществляется наставничество; − изучить, обобщить и распространить положительный опыт работы наставников; − координировать работу наставников, обеспечить их участие в развитии кадрового потенциала ДОУ; − повысить роль и престиж наставников. Форматы работы «Школы наставников» − регулярные организационные встречи для осуществления обратной связи с наставниками и с наставляемыми, успешно прошедшими наставничество; − проведение обучающих мероприятий, «воркшопов», «world-caffe» и др. по актуальным вопросам наставничества; − организационные встречи на базе различных образовательных организаций или организаций–партнеров, достигших наилучших результатов в работе с наставляемыми лицами; − презентации опыта внедрения наставничества на коммуникативных мероприятиях, организуемых в ДОУ (Педагогические чтения, конференции, отчетные мероприятия и др.) и за ее пределами; − «круглые столы» по вопросам совершенствования института наставничества в системе образования; − общественное обсуждение и экспертиза нормативных, инструктивных и методических документов, разработанных для сопровождения наставнической деятельности ДОУ и др. Содержание мероприятий «Школы наставника» − Перечень вопросов, рассматриваемых на форматных мероприятиях «Школы наставника», определяется, исходя из результатов проводимого мониторинга потребности в обучении наставников и организации обратной связи с ними, и нацелен на развитие дефицитных компетенций лиц, осуществляющих наставническую деятельность, в следующих областях: − управление конфликтами; − тайм-менеджмент; − управление проектами; − управление мотивацией наставляемых; − документационное обеспечение наставнической деятельности; − управление талантами; − управление личным имиджем; − управление стрессами; − психологические аспекты осуществления наставнической деятельности; − подготовка к аттестации педагогических кадров; − направления развития и совершенствование технологий наставничества в системе образования; − лучшие практики наставничества и др. Встречи участников наставнической деятельности ДОУ проводится не реже, чем один раз в квартал. Приложение 6 SWOT-Анализ программ наставничества1 Форма наставничества «педагог-педагог» Факторы SWOT Внутренние 1 Позитивные Негативные Сильные стороны: − Значительная доля участников (%), которым понравилось участие в Программе, и которые готовы продолжить работу в Программе; − Участники Программы (%) видят свое профессиональное развитие в данной ДОУ в течение следующих 5 лет; − У участников Программы (%) появилось желание более активно участвовать в культурной жизни ДОУ; − У участников Программы (%) появилось желание и/или силы реализовывать собственные профессиональные работы: статьи, исследования − Наставляемые (%) после общения с наставником отмечают, прилив уверенности в собственных силах для развития личного, творческого и педагогического потенциала; − Участники Программы (%) отметили рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных классах, сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами благодаря Программе наставничества; − Эффективная система мотивации участников Программы; − Достаточность и понятность обучения наставников; Слабые стороны: − Значительна доля участников (%), которым не понравилось участие в Программе, поэтому они не готовы продолжить работу в ней; − Низкая активность участников Программы (нет желания более активно участвовать в жизни ДОУ); − Наставляемые (%) отметили отсутствие позитивной динамики в обучении детей, в уменьшении конфликтов с педагогическим и родительским сообществами по итогам Программы наставничества; − Неэффективная/непроработанная система мотивации участников Программы; − Не организовано систематическое развитие и методическая поддержка наставников; − Отсутствует регулярная обратная связь наставников с куратором, − Инфраструктура наставничества (материально-техническая, …) в ДОУ не позволяет достичь в полной мере цели и задач Целевой модели; − Высокая перегрузка педагогов-наставников, как следствие – невозможность регулярной работы с наставляемыми; − Дефицит педагогов, готовых и способных быть наставниками; Далее в таблицах приведены примеры формулировок, из которых куратор может выбрать подходящие Внешние − Высокие достижения педагогов ДОУ, которые можно использовать в Программе наставничества; − … Возможности: − Информационно-методическая поддержка ДОУ при внедрении Целевой модели со стороны Министерства образования Республики Коми; − Наличие бесплатных и малобюджетных программ повышения квалификации педагогов; − Наличие многочисленных предложений от ИТ-платформ для осуществления дистанционного обучения педагогов; − Акцентирование внимание государства и общества на вопросы наставничества; − Активное внедрение в РФ проектного управления; −… − «Старение» педагогического корпуса ДОУ; −… Угрозы: − Нестабильность внешней социально-экономической среды функционирования ДОУ; − Рост конкуренции между ДОУ за квалифицированные педагогические кадры; − Миграционный отток квалифицированных педагогов из РК/МО; − Финансовая и организационная оптимизация сети ДОУ в Свердловской обл.; − Переход на преимущественно дистанционное обучение (подрывает основу наставничества); − Отсутствие финансирования проекта внедрения Целевой модели; − … Приложение 7 Анкета куратора 1. Количественный анализ результатов программы наставничества Изучаемый параметр Показатель до реализации программы (x) Показатель Значение в Разница после процентах реализации (z = x (z / x * y) программы 100) (y) 1. Количество успешно реализованных образовательных и культурных проектов 2. Количество жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри ДОУ, группы 3. Число собственных педагогических профессиональных работ молодого специалиста/наставляемого (статей, исследований, методических практик) 1.2. Оценка Программы наставничества Показатели 1. Актуальность Программы наставничества 2. Формы и программы взаимодействия наставника и наставляемого описаны достаточно для внедрения в образовательной организации 3. Программа направлена на достижение желаемого конечного результата. Ее цели конкретизированы через задачи, формулировки задач соотнесены с планируемыми результатами 4. Практическая значимость наставнического взаимодействия для личности наставляемого 5. Соответствует ли на практике организация процесса наставнической деятельности принципам, заложенным в Методологии (целевой модели) 6. Адаптивность, динамичность и гибкость Программы наставничества 7. Понятность алгоритма отбора/выдвижения наставников, наставляемых и кураторов 10. Наличие понятных форматов (для куратора) по выстраиванию взаимодействия наставника и наставляемого 11. Понимание форм поощрения и мотивации наставников и наставляемых Оцените реализацию программы в баллах, где 1 - минимальный балл, 10 - максимальный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 12. Наличие методической поддержки и сопровождения проведения апробации методологии наставничества (горячая линия, возможность получения участником апробации исчерпывающего ответа на вопрос) 13. В достаточном ли объеме предоставлен доступ к необходимым ресурсам для апробации методологии наставничества (организационным, методическим, информационным и др.) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Приложение 8 Анкета оценки удовлетворенности программой наставничества (для наставляемого) 1. Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий: 1.1. Насколько комфортно было общение с 1 наставником? 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.2. Насколько полезными/интересными были 1 личные встречи с наставником? 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.3. Насколько полезными/интересными были 1 групповые встречи? 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.4. Ощущали ли Вы поддержку наставника? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.5. Насколько полезна была помощь наставника? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.6. Насколько был понятен план работы с наставником? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.7. Ощущали ли Вы безопасность при общении с 1 наставником? 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.8. Насколько было понятно, что от Вас ждет наставник? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.9. Насколько Вы довольны вашей совместной работой? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.10. Насколько оправдались Ваши ожидания от участия в Программе наставничества? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2. Что для Вас особенно ценно было в программе? 3. Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить? 4. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет] 5. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет] 6. Планируете ли Вы стать наставником в будущем? [да/нет] Благодарим вас за участие в опросе! Анкета оценки удовлетворенности программой наставничества (для наставника) 1. Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий. 1.1. Насколько было комфортно общение с наставляемым? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.2. Насколько удалось реализовать свои лидерские качества в программе? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.3.Насколько полезными/ интересными были групповые встречи? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.4.Насколько полезными/ интересными были личные встречи? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.5.Насколько удалось спланировать работу? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.6. Насколько удалось осуществить план индивидуального развития наставляемого? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.7. Насколько Вы оцениваете включенность наставляемого в процесс? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.8. Насколько Вы совместной работой? вашей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 работа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.9. Насколько наставником? довольны понравилась 1.10.Насколько оправдались Ваши ожидания от участия в Программе наставничества? 2. Что особенно ценно для Вас было в программе? 3. Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить? 4. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет] 5. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет] 6. Была ли для Вас полезна совместная работа с наставляемым? (узнали ли Вы что-то новое и/или интересное) [да/нет] Благодарим вас за участие в опросе!