Положение о наставничестве

I.
Цель и задачи наставничества.
Функции ДОУ в области внедрения целевой модели наставничества
2.1.
Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности
наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, а
также оказание помощи педагогическим работникам (далее — педагоги) ДОУ в их
профессиональном
становлении,
приобретении
профессиональных
компетенций,
необходимых для выполнения должностных обязанностей.
2.2.
Задачами наставничества являются:
− улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других
сферах деятельности;
− обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития
и работы в коллективе;
− формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности,
возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а также при
выполнении должностных обязанностей;
− ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие
их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные
функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;
− сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при
приеме на работу, закрепление педагогических кадров в ДОУ и создание
благоприятных условий для их профессионального и должностного развития;
− создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и
профессиональным
опытом
для
каждого
субъекта
образовательной
и
профессиональной деятельности, участвующих в наставнической деятельности;
− выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и
моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности,
инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию;
− формирование открытого и эффективного сообщества вокруг ДОУ, в котором
выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками.
2.3.
Внедрение целевой модели наставничества в ДОУ предполагает осуществление
следующих функций:
− реализация мероприятий «Дорожной карты» внедрения целевой модели
наставничества;
− разработка, утверждение и реализация Программ наставничества;
− назначение куратора, ответственного за организацию внедрения Целевой модели в
ДОУ;
− привлечение наставников, обучение, мотивация и контроль за их деятельностью;
− инфраструктурное (в том числе - материально-техническое, информационнометодическое) обеспечение наставничества;
− осуществление персонифицированного учёта молодых специалистов и педагогов,
участвующих в наставнической деятельности ДОУ;
− предоставление данных по итогам мониторинга и оценки качества Программы
наставничества в ДОУ, показателей эффективности наставнической деятельности в
муниципальное учреждение «Управление образования» администрации МОГО
«Ухта»;
− проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности наставничества;
− обеспечение формирования баз данных и лучших практик наставнической
деятельности в ДОУ;
− обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели
наставничества, в формате непрерывного образования.

II.

Порядок организации наставнической деятельности

3.1.
Наставническая деятельность осуществляется на основании настоящего Положения,
«Дорожной карты» внедрения Целевой модели и Программы наставничества ДОУ.
Программа наставничества разрабатывается куратором (с участием наставников) и
включает в себя:
− реализуемые в ДОУ формы наставничества («педагог – педагог»; «работодатель –
студент») с учетом вариаций ролевых моделей по каждой форме,
− типовые индивидуальные планы развития наставляемых под руководством
наставника (далее – индивидуальные планы) по каждой форме наставничества, на
основе которых наставнические пары (наставляемый с наставником) разрабатывают
свои индивидуальные планы с учетом выбранной ролевой модели.
3.2.
Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности несет
руководитель ДОУ, куратор наставнической деятельности и наставники в рамках,
возложенных на них обязанностей по осуществлению наставничества в ДОУ.
3.3.
Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц,
испытывающих потребность в развитии/освоении новых мета-компетенций и/или
профессиональных компетенций.
Наставничество
устанавливается
для
следующих
категорий
участников
образовательного процесса:
− педагогические работники, вновь принятые на работу в ДОУ;
− педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника.
3.4.
Наставниками могут быть:
− педагоги и иные должностные лица ДОУ,
− сотрудники предприятий и организаций, некоммерческих организаций и иных
организаций любых форм собственности, изъявивших готовность принять участие в
реализации Целевой модели.
Критерии отбора/выдвижения наставников и куратора представлены в Приложении
№1.
3.5.
Назначение наставников происходит на добровольной основе.
3.6.
Наставник одновременно может осуществлять мероприятия наставнической
деятельности в отношении не более двух наставляемых, исключение – групповые формы
работы (обучающие, коммуникативные и иные мероприятия), по согласованию с
наставником и наставляемыми.
3.7.
Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для каждой
наставнической пары (но не более 1 календарного года) в зависимости от планируемых
результатов, сформулированных в индивидуальном плане по итогам анализа потребности в
развитии наставляемого.
3.8.
В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого
осуществляется наставничество, необходимых компетенций, наставничество по
согласованию с наставником и куратором может быть завершено досрочно.
3.9.
Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности,
командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам
наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
3.10.
Замена наставника производится приказом руководителя ДОУ, основанием могут
выступать следующие обстоятельства:
− прекращение наставником трудовых отношений с ДОУ;
− психологическая несовместимость наставника и наставляемого;
− систематическое неисполнение наставником своих обязанностей;
− привлечение наставника к дисциплинарной ответственности;
− обоснованная просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется
наставничество.
3.11. При замене наставника период наставничества не меняется.

3.12. Этапы наставнической деятельности в ДОУ осуществляются в соответствие с
«Дорожной картой» внедрения Целевой модели и включают в себя семь этапов:
Этап 1. Подготовка условий для запуска Целевой модели;
Этап 2. Формирование базы наставляемых;
Этап 3. Формирование базы наставников;
Этап 4. Отбор/выдвижение наставников;
Этап 5. Формирование наставнических пар/групп;
Этап 6. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп;
Этап 7. Завершение внедрения Целевой модели.
3.13. На первом этапе происходит подготовка условий для запуска наставничества в ДОУ,
включающая в себя информирование потенциальных участников наставнической
деятельности, определение заинтересованных аудиторий, сбор и обработку предварительных
запросов наставляемых, определение форм, ролевых моделей наставничества на ближайший
год, исходя из потребностей ДОУ, заключение партнерских соглашений (Приложение №2) с
организациями – социальными партнерами, участвующими в реализации программ
наставничества ДОУ.
3.14. На втором этапе составляется перечень лиц, желающих иметь наставников,
проводится уточняющий анализ их потребности в обучении, например, с помощью
диагностических бесед.
3.15. На данном этапе собираются согласия на обработку персональных данных от тех
участников Программы наставничества в ДОУ, которые еще не давали такого согласия,
3.16. На третьем этапе проводится организационная работа по формированию базы данных
потенциальных наставников с ориентацией на критерии отбора/выдвижения.
3.17. По итогам четвертого этапа формируется и утверждается реестр наставников,
прошедших выдвижение или предварительный отбор.
3.18. Выдвижение наставника/ков и куратора может осуществляться как администрацией,
так и коллективом сотрудников. В первом случае составляется проект приказа ДОУ с
приложением листа согласования, направляемый потенциальным наставникам и куратору
для ознакомления и согласования. Во втором случае приказ издается на основании
представления коллектива сотрудников (инициативной группы, комиссии, родительского
собрания и др.), составленного в произвольной форме на имя руководителя ДОУ.
3.19. Предварительный отбор наставников осуществляется на основе их заявлений
(Приложение №3). Для проведения отбора приказом руководителя ДОУ создается
конкурсная комиссия из 3-5 человек, которую возглавляет руководитель ДОУ, и в которую
входит куратор.
3.20. Все наставники и куратор готовят свои портфолио (Приложение № 4), которые вместе
с реестром наставников размещаются на сайте ДОУ (на странице/в разделе по
наставничеству).
3.21. В рамках пятого этапа происходит формирование наставнических пар (групп) и
разработка индивидуальных планов. По итогам осуществления данного этапа приказом
руководителя ДОУ утверждается Программа наставничества на текущий учебный год.
3.22. При необходимости организовываются мероприятия по развитию наставников в
формате «Школы наставников», которые включаются в Программу наставничества
(Приложение № 5).
3.23. На шестом этапе проводится текущая работа куратора, наставников и наставляемых
по осуществлению мероприятий Программ наставничества.
3.24. Седьмой этап включает в себя подведение итогов, проведение итоговых мероприятий,
награждение эффективных участников наставнической деятельности.
III.
4.1.

Права и обязанности куратора

На куратора возлагаются следующие обязанности:
− формирование и актуализация базы наставников и наставляемых;
− разработка проекта Программы наставничества ДОУ;

− организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы
наставничества;
− подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность и
представление их на утверждение руководителю ДОУ;
− оказание своевременной информационной, методической и консультационной
поддержки участникам наставнической деятельности;
− мониторинг и оценка качества реализованных Программ наставничества через SWOTанализ в разрезе осуществленных форм наставничества (Приложение № 6);
− оценка соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и
принципам Целевой модели на основе Анкеты куратора (Приложение № 7);
− получение обратной связи от участников Программы наставничества и иных
причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка
полученных результатов;
− анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической
деятельности в ДОУ и участие в его распространении.
4.2.
Куратор имеет право:
− запрашивать документы (индивидуальные планы, заявления, представления, анкеты)
и информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от участников
наставнической деятельности;
− организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники (родители,
педагоги-психологи, профориентационные тесты и др.);
− вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы ДОУ,
сопровождающие наставническую деятельность;
− инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности в ДОУ;
− принимать участие во встречах наставников с наставляемыми;
− вносить на рассмотрение руководству ДОУ предложения о поощрении участников
наставнической деятельности; организации взаимодействия наставнических пар;
− на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества и
высокого качества Программ наставничества.
IV.
5.1.

Права и обязанности наставника

Наставник обязан:
− помогать разрабатывать Индивидуальный план развития наставляемого,
своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его
выполнение, оценивать фактический результат осуществления запланированных
мероприятий;
− в соответствии с Программой наставничества лично встречаться с наставляемым для
осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения, обсуждения, и (при
необходимости), коррекции Индивидуального плана, выбора методов наставнической
деятельности;
− выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности наставляемого в
рамках мероприятий Индивидуального плана;
− передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным
приемам и современным методам работы или поведения, в т.ч. - оказывать
наставляемому помощь по принятию правильных решений в нестандартных
ситуациях и пр.;
− своевременно реагировать на проявления недисциплинированности наставляемого;
− личным примером развивать положительные качества наставляемого, при
необходимости - корректировать его поведение;
− принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников в ДОУ, в том числе
- в рамках «Школы наставников»;

− в случае, если он не является сотрудником ДОУ, предоставить справки об отсутствии
судимости, медицинские справки и иные документы, необходимые для
осуществления наставнической деятельности в отношении обучающихся.
5.2.
Наставник имеет право:
− привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией
Программы наставничества;
− участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в ДОУ, в том числе
- с деятельностью наставляемого;
− выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и своевременности
выполнения заданий, проектов, определенных Индивидуальным планом;
− требовать выполнения наставляемым Индивидуального плана;
− в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого (для формы
наставничества «учитель-учитель») и иных оценочных или конкурсных
мероприятиях;
− принимать участие в оценке качества реализованных Программ наставничества, в
оценке соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и
принципам Целевой модели и эффективности внедрения Целевой модели;
− обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в
документацию и инструменты осуществления Программ наставничества; за
организационно-методической поддержкой;
− обращаться к руководителю ДОУ с мотивированным заявлением о сложении
обязанностей наставника по причинам личного характера или успешного выполнения
лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, мероприятий
индивидуального плана развития.
V.

Права и обязанности наставляемого

Наставляемый обязан:
− выполнять задания, определенные в Индивидуальном плане, в установленные сроки,
и периодически обсуждать с наставником вопросы, связанные с выполнением
Индивидуального плана;
− совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и устранять
допущенные ошибки;
− выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением
Индивидуального плана, учиться у него практическому решению поставленных задач,
формировать поведенческие навыки;
− отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его мероприятий
Индивидуального плана);
− сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных
пунктов Индивидуального плана;
− проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к
учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества;
− принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении которых
осуществляется наставничество, в соответствии с Программой наставничества ДОУ.
6.2.
Наставляемый имеет право:
− пользоваться имеющейся в ДОУ нормативной, информационно-аналитической и
учебно-методической документацией, материалами и иными ресурсами,
обеспечивающими реализацию Индивидуального плана;
− в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по
вопросам, связанным с наставничеством; запрашивать интересующую информацию;
− принимать участие в оценке качества реализованных Программ наставничества, в
оценке соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и
принципам Целевой модели и эффективности внедрения Целевой модели;
6.1.

− при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с
соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической деятельности
в ДОУ.
VI.

Мониторинг и оценка результатов реализации программ наставничества

Оценка качества процесса реализации Программ наставничества в ДОУ направлена на:
− изучение (оценку) качества реализованных в ДОУ Программ наставничества, их
сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар/групп «наставник наставляемый» посредством проведения куратором SWOT-анализа (Приложение
№6);
− выявление соответствия условий организации Программ наставничества в ДОУ
требованиям и принципам Целевой модели (Приложение №7);
− Оценка эффективности внедрения Целевой модели осуществляется с периодичностью
1 раз в полугодие: не позднее 30 сентября и 30 марта ежегодно (Приложение № 8);
− Оценка реализации Программ наставничества также осуществляется на основе анкет
удовлетворенности наставников и наставляемых организацией наставнической
деятельности в ДОУ*(Приложение №9).
7.2.
В целях обеспечения открытости реализации Целевой модели в ДОУ на сайте ДОУ
размещается и своевременно обновляется следующая информация:
− реестр наставников;
− портфолио наставников;
− перечень социальных партнеров, участвующих в реализации Программы
наставничества ДОУ;
− анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения Целевой модели и др.
7.1.

VII.

Мотивация участников наставнической деятельности

8.1.
Участники системы наставничества в ДОУ, показавшие высокие результаты, могут
быть представлены решением руководителя ДОУ к следующим видам поощрений:
− публичное признание значимости их работы - объявление благодарности,
награждение почетной грамотой и др.;
− размещение информации (например, фотографий, документов о поощрении,
документов о достижениях, наставляемых и др.) на сайте и страницах ДОУ в
социальных сетях.
8.2.
Руководство ДОУ также может оказывать содействие развитию социального капитала
наиболее активных участников наставничества в ДОУ через приглашение их к участию в
коммуникативных мероприятиях (конференции, форумы, хакатоны, совещания и пр.).
8.3.
Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении
аттестации педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих выплат ДОУ.
8.4.
Руководство ДОУ вправе применять иные методы нематериальной и материальной
мотивации с целью развития и пропаганды института наставничества и повышения его
эффективности.
* Осуществляется по завершении внедрения Целевой моде

Приложение 1
Критерии и показатели отбора (выдвижения) наставников (кураторов) ДОУ
Общими и обязательными критериями для отбора/выдвижения для всех категорий
наставников и куратора ДОУ являются:
− наличие личного желания стать наставником, куратором (даже при условии его
выдвижения администрацией или коллективом ДОУ);
− авторитетность в среде коллег и родительской общественности;
− высокий уровень развития ключевых компетенций;
− способность развивать других;
− способность выстраивать отношения с окружающими;
− ответственность;
− нацеленность на результат;
− умение мотивировать и вдохновлять других;
− способность к собственному профессиональному и личностному развитию.
Дополнительные критерии в разрезе форм наставничества приведены в таблице ниже:
Форма наставничества
Критерии
УЧИТЕЛЬ –
опытный педагог, имеющий профессиональные успехи
УЧИТЕЛЬ
(победитель различных профессиональных конкурсов, автор
учебных пособий и материалов, участник или ведущий
вебинаров и семинаров),
педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный
участник педагогического сообщества ДОУ;
обладает лидерскими, организационными и коммуникативными
навыками, хорошо развитой эмпатией.
Для отбора/выдвижения куратора он должен соответствовать критериям по форме
наставничества «Учитель-учитель» и обладать дополнительно опытом управления
персоналом, проектами, быть способным ставить SMART-цели, организовывать и
контролировать работу коллектива, выстраивать коммуникативные каналы с наставниками и
наставляемыми, вести переговоры с потенциальными партнерами ДОУ.

Приложение 2
Проект соглашения о сотрудничестве ДОУ с партнеромработодателем
СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
г.

"

"

МБДОУ № 37 в лице заведующего

20

г.
,

(Фамилия, имя, отчество)

действующего на основании Устава, именуемое далее «ДОУ» и
«Наименование партнера-работодателя» в лице

,

(Фамилия, имя, отчество)

действующего на основании
, именуемое далее «Партнер», совместно
именуемые «Стороны», в целях реализации на территории Свердловской области Целевой
модели наставничества обучающихся организаций, осуществляющих образовательную
деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и
программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших
практик обмена опытом между обучающимися, заключили настоящее Соглашение о
нижеследующем:
1.
Предмет Соглашения
1.1. Предметом настоящего соглашения является сотрудничество Сторон в форме
социального партнерства и на безвозмездной основе в целях осуществления Программ
наставничества Образовательной организации.
1.2. Целью сотрудничества является организация наставнической поддержки участников
наставнической программы Образовательной Организации в рамках форм наставничества
«педагог-педагог»
2.
Права и обязанности Сторон
2.1. Партнер вправе:
−
участвовать в реализации Программ наставничества, реализуемых в Образовательной
организации;
−
приглашать участников наставнической программы Образовательной организации на
мероприятия, проходящие на базе Партнера в рамках Программ наставничества, реализуемой
в рамках форм наставничества «педагог-педагог»
−
принимать участие в составлении Программы наставничества Образовательной
организации, а также знакомиться с информационными, организационными и
методическими материалами, сопровождающими наставническую деятельность в части, его
касающейся;
−
размещать информацию об участии своей организации в реализации Программы
наставничества Образовательной организации в средствах массовой информации, в т.ч. - в
сети Интернет, в целях формирования имиджа социально-ответственной организацииработодателя.
2.2. Участвуя в наставнической деятельности Образовательной организации, Партнер
принимает на себя следующие обязательства:
−
определяет уполномоченного сотрудника по работе с представителями
Образовательной организации для оперативного решения вопросов, возникающих при
совместной работе по внедрению Целевой модели наставничества;
−
выдвигает наставников в соответствие с критериями, предложенными
Образовательной организацией;

−
обеспечивает участие своих наставников в обязательных мероприятиях Программы
наставничества Образовательной организации;
−
обеспечивает сбор и предоставление наставниками всех документов, необходимых
для участия в Программе наставничества Образовательной организации (например, справок
об отсутствии судимости, медицинских справок и пр.);
−
оказывает содействие наставническим парам в части реализации Индивидуального
плана развития наставляемого под руководством наставника;
−
несет полную ответственность за действия своих сотрудников, выполняющих роль
наставников в Программе наставничества Образовательной организации.
2.3. Образовательная организация имеет право:
−
на получение полной информации о результатах проведения Партнером мероприятий
для участников Программы наставничества на базе Партнера;
−
посещения
представителями
Образовательной
организации
мероприятий,
проводимых Партнером для наставляемых, участвующих в Программе наставничества по
форме «педагог-педагог» на базе Партнера, заранее согласовав с Партнером время и цель
посещения;
−
по согласованию с Партнером размещать информацию о его участии в реализации
Программы наставничества Образовательной организации в средствах массовой
информации, в т.ч. - в сети Интернет;
−
запрашивать и получать у Партнера информацию, имеющую отношение к предмету
настоящего Соглашения.
2.5. Образовательная организация принимает на себя следующие обязательства:
−
определяет уполномоченного сотрудника по работе с представителями Партнера для
оперативного решения вопросов, возникающих при совместной работе по организации
наставнической деятельности;
−
формирует группу участников наставнической программы, изъявивших принять
участие в Программе наставничества с участием Партнера;
−
обеспечивает сопровождение наставляемых для участия в мероприятиях на базе
Партнера, реализуемых в рамках настоящего Соглашения;
−
предоставляет Партнеру всю необходимую информацию о реализации Программы
наставничества в Образовательной организации;
оказывает наставникам-сотрудникам Партнера необходимую методическую,
консультационную и информационную поддержку;
− обучает наставников-сотрудников Партнера при условии организации на базе
Образовательной организации Школы наставника.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1. Стороны обязуются соблюдать требования в отношении конфиденциальной и личной
информации, ставшей известной Сторонам в результате исполнения настоящего
Соглашения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.2. Стороны обязуются своевременно информировать друг друга о переносе сроков и места
проведения запланированных совместных мероприятий, проблемах и затруднениях,
возникающих при исполнении настоящего Соглашения, а также совместно обсуждать и
оценивать результаты совместной работы.
3.3. В решении вопросов, не предусмотренных настоящим Соглашением, Стороны
руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.
3.4. Все споры и разногласия по настоящему Соглашению решаются путем переговоров
между Сторонами.

3.5. Настоящее Соглашение может быть изменено или расторгнуто по соглашению Сторон.
Соглашение об изменении или расторжении настоящего Соглашения должно быть
составлено в письменной форме и подписано Сторонами.
3.6. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами и
действует до
.
4. Юридические адреса и подписи Сторон
Наименование образовательной организации

Наименование партнера-работодателя

Приложение 3
Форма заявления кандидата в наставники
Заведующему МБДОУ №37
(ф.и.о., должность кандидата в наставники)
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу считать меня участвующим (ей) в отборе наставников в Программу наставничества
МБДОУ № 37 на 202_ -202_учебный год.
Контакты кандидата: тел.

E-mail:

К заявлению прилагаю:
1.

Портфолио на

листах
на

2.

листах

(иные документы, которые кандидат посчитал нужным представить)
С Положением о наставничестве МБДОУ № 37 ознакомлен (а).
Дата написания заявления
«

»

20

г.
Подпись

Расшифровка подписи

Подтверждаю свое согласие на обработку своих персональных данных в порядке,
установленном законодательством РФ
«

»

20

г.
Подпись

Расшифровка подписи

Приложение 4
Формат портфолио наставника и куратора
(для педагогов)
фото

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО

Направления профессиональной деятельности и интересы, в
рамках которых осуществляется наставническая
деятельность:
(например: наставничество над молодыми специалистами,
организация образовательного процесса, решение конкретных
психолого-педагогических и коммуникативных проблем
педагогов и др.)
Образование: наименование организации, которую окончил наставник (город, год
окончания)
Должность в настоящее время:
Профессиональный опыт, стаж работы: краткое перечисление должностей и мест
работы
Опыт работы наставником: … лет
Профессиональные
достижения
Профразвитие
по профилю
наставнической
деятельности
Работа в качестве
эксперта, члена
рабочих групп и др.

− Автор методических разработок (указать);
− Победитель Конкурса … (название, номинация, год)
− …
− 2015 г. - дополнительная профессиональная программа «…»
( час.), город…;
−…

−
−
−
−
−
−

эксперт конкурса …
г.;
член рабочей группы по разработке …
г.;
член комиссии по …
г.;
член жюри республиканского конкурса …
_ г.;
российский эксперт международного проекта …
…

г.;

Наиболее значимые
публикации

− …
− …

Наиболее значимые
грамоты и
благодарности

− Благодарность Агентства … за (… г.);
− Почетная Грамота … за внедрение (… г.);
− Благодарственное письмо … за значительный вклад в (… г.);

Приложение 5
Концепция «Школы наставника»
− «Школа наставника», как постоянно действующая коммуникативная площадка для
взаимодействия наставников в ДОУ, создается с целью оказать им методическую и
практическую помощь в осуществлении наставнической деятельности.
− В процессе осуществления наставнической деятельности наставники сталкиваются с
различными проблемами:
1. управленческого характера:
− ошибки в планировании работы наставников с наставляемыми, и, как результат, формальный подход к работе с ними со стороны части наставников;
− недостаточно проработанная система материальной и нематериальной мотивации
наставников и наставляемых;
− слабое использование в управлении наставничеством проектного подхода;
− неэффективное управление коммуникациями между наставниками и наставляемыми;
2. социально-психологического характера:
− пассивное взаимодействие наставляемого с наставником, в том числе - при выполнении его
заданий;
− избегание ответственности
наставляемыми при осуществлении
мероприятий,
предусмотренных Индивидуальным планом развития наставляемого;
− излишняя самоуверенность наставляемых, которая выливается в агрессивную реакцию во
время взаимодействия с наставником;
− появление внутренней конкуренции, когда товарищеский долг начинает тяготить
наставника;
− чувство обиды наставника на растущую независимость своего наставляемого;
− недовольство наставляемого тем, что наставник преждевременно снял свою опеку и др.
Вышеизложенное определят задачи и форматы работы «Школы наставника».
Задачи «Школы наставника»
− обеспечить эффективную обратную связь с наставниками, совместный поиск способов
преодоления типичных трудностей, возникающих в ходе работы наставников;
− оказать методическую и практическую помощь наставникам в планировании их работы,
обучении и воспитании лиц, в отношении которых осуществляется наставничество;
− изучить, обобщить и распространить положительный опыт работы наставников;
− координировать работу наставников, обеспечить их участие в развитии кадрового
потенциала ДОУ;
− повысить роль и престиж наставников.
Форматы работы «Школы наставников»
− регулярные организационные встречи для осуществления обратной связи с наставниками и
с наставляемыми, успешно прошедшими наставничество;
− проведение обучающих мероприятий, «воркшопов», «world-caffe» и др. по актуальным
вопросам наставничества;
− организационные встречи на базе различных образовательных организаций или
организаций–партнеров, достигших наилучших результатов в работе с наставляемыми
лицами;
− презентации опыта внедрения наставничества на коммуникативных мероприятиях,
организуемых в ДОУ (Педагогические чтения, конференции, отчетные мероприятия и др.)
и за ее пределами;
− «круглые столы» по вопросам совершенствования института наставничества в системе
образования;
− общественное обсуждение и экспертиза нормативных, инструктивных и методических
документов, разработанных для сопровождения наставнической деятельности ДОУ и др.
Содержание мероприятий «Школы наставника»

− Перечень вопросов, рассматриваемых на форматных мероприятиях «Школы наставника»,
определяется, исходя из результатов проводимого мониторинга потребности в обучении
наставников и организации обратной связи с ними, и нацелен на развитие дефицитных
компетенций лиц, осуществляющих наставническую деятельность, в следующих областях:
− управление конфликтами;
− тайм-менеджмент;
− управление проектами;
− управление мотивацией наставляемых;
− документационное обеспечение наставнической деятельности;
− управление талантами;
− управление личным имиджем;
− управление стрессами;
− психологические аспекты осуществления наставнической деятельности;
− подготовка к аттестации педагогических кадров;
− направления развития и совершенствование технологий наставничества в системе
образования;
− лучшие практики наставничества и др.
Встречи участников наставнической деятельности ДОУ проводится не реже, чем один раз
в квартал.

Приложение 6
SWOT-Анализ программ наставничества1
Форма наставничества «педагог-педагог»
Факторы
SWOT
Внутренние

1

Позитивные

Негативные

Сильные стороны:
− Значительная доля участников (%), которым понравилось
участие в Программе, и которые готовы продолжить
работу в Программе;
− Участники Программы (%) видят свое профессиональное
развитие в данной ДОУ в течение следующих 5 лет;
− У участников Программы (%) появилось желание более
активно участвовать в культурной жизни ДОУ;
− У участников Программы (%) появилось желание и/или
силы реализовывать собственные профессиональные
работы: статьи, исследования
− Наставляемые (%) после общения с наставником
отмечают, прилив уверенности в собственных силах для
развития личного, творческого и педагогического
потенциала;
− Участники Программы (%) отметили рост успеваемости
и улучшение поведения в подшефных классах, сокращение
числа конфликтов с педагогическим и родительским
сообществами благодаря Программе наставничества;
− Эффективная
система
мотивации
участников
Программы;
− Достаточность и понятность обучения наставников;

Слабые стороны:
− Значительна доля участников (%), которым не понравилось
участие в Программе, поэтому они не готовы продолжить работу
в ней;
− Низкая активность участников Программы (нет желания более
активно участвовать в жизни ДОУ);
− Наставляемые (%) отметили отсутствие позитивной динамики в
обучении детей, в уменьшении конфликтов с педагогическим и
родительским
сообществами
по
итогам
Программы
наставничества;
− Неэффективная/непроработанная
система
мотивации
участников Программы;
− Не организовано систематическое развитие и методическая
поддержка наставников;
− Отсутствует регулярная обратная связь наставников с
куратором,
− Инфраструктура наставничества (материально-техническая, …)
в ДОУ не позволяет достичь в полной мере цели и задач
Целевой модели;
− Высокая перегрузка педагогов-наставников, как следствие –
невозможность регулярной работы с наставляемыми;
− Дефицит педагогов, готовых и способных быть наставниками;

Далее в таблицах приведены примеры формулировок, из которых куратор может выбрать подходящие

Внешние

− Высокие достижения педагогов ДОУ, которые можно
использовать в Программе наставничества;
− …
Возможности:
− Информационно-методическая поддержка ДОУ при
внедрении Целевой модели со стороны Министерства
образования Республики Коми;
− Наличие бесплатных и малобюджетных программ
повышения квалификации педагогов;
− Наличие многочисленных предложений от ИТ-платформ
для осуществления дистанционного обучения педагогов;
− Акцентирование внимание государства и общества на
вопросы наставничества;
− Активное внедрение в РФ проектного управления;
−…

− «Старение» педагогического корпуса ДОУ;
−…
Угрозы:
− Нестабильность внешней социально-экономической среды
функционирования ДОУ;
− Рост конкуренции между ДОУ за квалифицированные
педагогические кадры;
− Миграционный отток квалифицированных педагогов из РК/МО;
− Финансовая и организационная оптимизация сети ДОУ в
Свердловской обл.;
− Переход на преимущественно дистанционное обучение
(подрывает основу наставничества);
− Отсутствие финансирования проекта внедрения Целевой
модели;
− …

Приложение 7
Анкета куратора
1. Количественный анализ результатов программы наставничества

Изучаемый параметр

Показатель
до
реализации
программы
(x)

Показатель
Значение в
Разница
после
процентах
реализации (z = x (z / x *
y)
программы
100)
(y)

1. Количество успешно
реализованных
образовательных и культурных проектов
2. Количество жалоб от родителей и
педагогов, связанных с социальной
незащищенностью и конфликтами
внутри ДОУ, группы
3. Число собственных педагогических
профессиональных
работ
молодого
специалиста/наставляемого (статей,
исследований, методических практик)
1.2. Оценка Программы наставничества
Показатели
1.
Актуальность
Программы
наставничества
2. Формы и программы взаимодействия
наставника и наставляемого описаны
достаточно для внедрения в
образовательной организации
3. Программа направлена на достижение
желаемого конечного результата. Ее
цели конкретизированы через задачи,
формулировки задач соотнесены с
планируемыми результатами
4. Практическая значимость наставнического взаимодействия для личности
наставляемого
5. Соответствует ли на практике
организация процесса наставнической
деятельности принципам, заложенным в
Методологии (целевой модели)
6. Адаптивность, динамичность и
гибкость Программы наставничества
7.
Понятность
алгоритма
отбора/выдвижения
наставников,
наставляемых и кураторов
10. Наличие понятных форматов (для
куратора)
по
выстраиванию
взаимодействия
наставника
и
наставляемого
11. Понимание форм поощрения и
мотивации наставников и наставляемых

Оцените реализацию программы в баллах, где 1
- минимальный балл, 10 - максимальный
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12. Наличие методической поддержки и
сопровождения проведения апробации
методологии наставничества (горячая
линия, возможность получения
участником апробации исчерпывающего
ответа на вопрос)
13.
В
достаточном
ли
объеме
предоставлен доступ к необходимым
ресурсам для апробации методологии
наставничества
(организационным,
методическим, информационным и др.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Приложение 8
Анкета оценки удовлетворенности программой наставничества
(для наставляемого)
1. Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий:
1.1. Насколько комфортно было общение с 1
наставником?

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.2. Насколько полезными/интересными были 1
личные встречи с наставником?

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.3. Насколько полезными/интересными были 1
групповые встречи?

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.4. Ощущали ли Вы поддержку наставника?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.5. Насколько полезна была помощь наставника? 1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.6. Насколько был понятен план работы с
наставником?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.7. Ощущали ли Вы безопасность при общении с 1
наставником?

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.8. Насколько было понятно, что от Вас ждет
наставник?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.9. Насколько Вы довольны вашей совместной
работой?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.10. Насколько оправдались Ваши ожидания от
участия в Программе наставничества?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Что для Вас особенно ценно было в программе?
3. Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить?
4. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
5. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]
6. Планируете ли Вы стать наставником в будущем? [да/нет]
Благодарим вас за участие в опросе!

Анкета оценки удовлетворенности программой наставничества
(для наставника)
1. Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий.
1.1. Насколько было комфортно общение с
наставляемым?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.2. Насколько удалось реализовать свои
лидерские качества в программе?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.3.Насколько полезными/ интересными были
групповые встречи?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.4.Насколько полезными/ интересными были
личные встречи?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.5.Насколько удалось спланировать работу?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.6. Насколько удалось осуществить план
индивидуального развития наставляемого?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.7. Насколько Вы оцениваете включенность
наставляемого в процесс?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.8. Насколько
Вы
совместной работой?

вашей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.9. Насколько
наставником?

довольны

понравилась

1.10.Насколько оправдались Ваши ожидания
от участия в Программе наставничества?

2. Что особенно ценно для Вас было в программе?
3. Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить?
4. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
5. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]
6. Была ли для Вас полезна совместная работа с наставляемым? (узнали ли Вы что-то
новое и/или интересное) [да/нет]
Благодарим вас за участие в опросе!


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».