25.01.2022
Консультация
для родителей
Опыты и наблюдения за снегом и льдом
Китайская мудрость гласит:
То, что я услышал, я
забыл.
То, что я увидел, я
помню.
То, что я сделал, я
знаю!
Простейшие опыты со снегом и льдом чем-то
напоминают ребенку фокусы, главное – дать маленькому человечку возможность все
сделать самому. Вначале проведения опыта предложите ребенку высказать свои
гипотезы об ожидаемых результатах, а в конце обязательно обсудите их.
Опыты для детей 4-5
лет
1.
Нужен ли зимой растениям снег? Выясняем необходимость
некоторых изменений в природе.
Оборудование:
пластиковые бутылки с водой.
Вынесите две емкости с водой, одну из
которых поставьте на снег, а другую – под снег, чтобы выяснить, как чувствуют
себя растения под снегом. Понаблюдав за водой в обеих бутылках, сделайте
выводы:
под снегом вода замерзла не полностью, там
теплее, поэтому растениям нужен снег как одеяло. Не будет снега – могут погибнуть и
замерзнуть корешки. Найдите места на газонах, где снег выдувается и где его
много, предложите ребенку запомнить эти места. Весной можно понаблюдать за
появлением растительности на этих участках.
2.
Почему тает снег? Устанавливаем зависимость изменений
в природе от сезона.
Оборудование: емкости для снега.
Вывод: в тепле снег превратился в воду.
Опыты для детей 5-7
лет со снегом и льдом
1.
Выясняем, с чем связано появление снега и льда, откуда
они берутся.
Оборудование:
емкости со снегом и льдом.
Вывод: с понижением температуры до 0 C вода
превращается в снег или лед. Снег и лед – это твердая вода.
2.
Сравниваем цвет снега и льда.
Оборудование: емкости со снегом и льдом,
полоски цветной бумаги.
Вывод; снег – белого цвета, чистый лед – прозрачный.
3.
Оборудование: емкости со снегом и льдом,
цветные картинки.
Вывод:
через лед можно увидеть картинку как через стекло. Лед прозрачный, снег – нет.
4.
Выясняем, обладает ли снег и лед рыхлостью и
хрупкостью.
Оборудование: емкости со снегом и льдом,
маленький молоток.
Вывод: снег – рыхлый. Лед – твердый, но хрупкий.
Лед колется как стекло, а снег нет.
5.
Наблюдаем, что произойдет со снегом и льдом,
помещенными в теплое место. Что быстрее растает? Где быстрее наступит весна?
Оборудование: емкости со снегом и льдом.
Вывод: снег тает быстрее, чем лед, поэтому весна придет
быстрее на полянку, чем на реку.
6.
Вывод: снег и лед быстрее растают на батарее, где
температура выше, а позже всех в варежке – там закрыт доступ теплого воздуха.
7.
Выясняем, что произойдет, если в один стакан с водой
положить снег, а в другой – лёд.
Вывод: снег тонет, так как он рыхлый и тяжелый, а лёд
плавает, он твердый, плотный и легкий.
8. Выясняем, что
произойдет, если емкости со снегом и льдом поставить в теплое место поближе к
батарее.
Вывод: снег и лед растаяли. Снег растаял быстрее, так как он
рыхлый, а лед позже, он более плотный.
9. Измерение глубины
снежного покрова в разных местах с помощью подручного материала (палочек, сухих веток,
ручки детской лопатки и др.).
Выясняем, где больше снега: под деревом
или на открытом месте? Где снег рыхлый, а где — утоптанный? Как ребенок думает,
почему?
с детьми в домашних условиях.
Целью данных экспериментов является: формирование
первоначальных знаний о свойствах снега, развитие познавательных интересов и
любознательности детей младшего дошкольного возраста.
1.
«Снег плачет»
После прогулки на улице пронести немного снега домой.
Предложить ребёнку взять в ладошки снег. Обратить внимание, что снег в ладошках
начинает «плакать».
Спросить: Почему снег «плачет»? Какими становятся ладошки от
снега? (холодные, мокрые). Затем подвести итог: Снег заплакал потому, что
ладошки тёплые, снег боится теплоты и из-за этого таит.
2.
«Почему таит снег дома?»
Принести в ведёрке немного снега. Разделить
принесённый снег на три части. Одну часть поставить в холодное место. Это может
быть холодильник, или балкон. Вторую часть оставить на столе в тарелочке.
Третью часть поставить рядом с обогревателем.
Вместе с ребёнком посмотреть, где будет снег быстрее таять.
Предложить ребёнку подумать, почему так происходит, и высказать своё мнение.
После чего подвести итог: Снег быстрее всего растаял у
обогревателя, так как рядом с ним очень тепло, а снег боится тепла.
3.
«Снежные фигурки»
Подождать некоторое время. Затем опять обратить
внимание на состояние снега. Он стал мягким, липким. Ещё раз попробовать
сделать снежные фигурки. Обратить внимание, что в этот раз снежные фигурки
получились. Предложить ребёнку вспомним качества снега, из которого сделали
фигурки. Затем подвести итог: Фигурки получатся сделать из липкого, мягкого
снега.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем
мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ним всеми
красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку
захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
В.А.
Сухомлинский.