09.04.2022
Термин "Скаффолдинг" был впервые использован в 1976 г. в работе Дэвида Вуда и Джерома Брунера. Проанализировав процесс решения задач в парах, состоящих из эксперта и новичка, авторы описали скаффолдинг как процесс, посредством которого эксперт мотивирует новичка решать более сложные задачи. В этом смысле можно провести аналогию между скаффолдингом и такой педагогической поддержкой, которая позволяет ребенку функционировать на более высоком уровне, уровне его ЗБР.
Скаффолдинг помогает понять, как происходит движение ребенка внутри зоны его ближайшего развития от уровня актуального к уровню его потенциального развития.
Основные принципы скаффолдинга:
Задача не изменяется, но уровень поддержки действий ребенка по ее решению варьируется. Уровень поддержки меняется от максимального к минимальному вплоть до полного ее прекращения. Неизменный характер задачи особенно важен для тех заданий, в которых их упрощение, в сущности, меняет саму природу того знания, которым следует овладеть ребенку. Примером может являться обучение ребенка письму и чтению, где следование привычному для традиционной педагогики пути «от простого к сложному» (обучение ребенка отдельным буквам, затем — отдельным словам, и только после этого — переход к усвоению целого сообщения) разрушает структуру письменной речи, не способствуя, а препятствуя усвоению ребенком смысла письменного сообщения.
По мере того как ребенок овладевает новыми действиями или новой информацией, ответственность за выполнение задания переходит от взрослого в распределенную форму и затем к самому ребенку.
Все виды поддержки носят временный характер и постепенно уменьшаются по мере роста самостоятельности ребенка.
При правильно организованном скаффолдинге задание не должно меняться. Например, если ребенок учится пересчитывать десять предметов, то на всех стадиях обучения он пересчитывает именно десять предметов, а не семь или три. На уровне максимальной поддержки воспитатель держит ребенка за руку и показывает вместе с ним на каждый предмет, произнося вслух: «Один, два, три». На первом этапе воспитатель принимает на себя ответственность за все действия, в то время как ребенок просто следует его примеру. Затем воспитатель постепенно уменьшает поддержку (аналогично принципу «разбирай леса по мере завершения строительства»), делегируя ответственность ребенку. На втором этапе педагог все еще помогает указывать на предметы по мере их пересчета, но ребенок уже сам называет их количество. Наконец, воспитатель полностью прекращает поддержку, предоставив ребенку самостоятельно и указывать на предметы, и пересчитывать их.
Знаменитый американский психолог, изучавший детское развитие, Джером Брунер исследовал скаффолдинг преимущественно в контексте развития речи детей. Он отмечал, что, когда дети учатся говорить, взрослые моделируют для них развитую форму речи и не сводят свою речь до уровня примитивных двух-трехсловных предложений. В то же время взрослые меняют уровень поддержки и стратегии, которыми они при этом пользуются: они расширяют детские предложения, повторяют особо значимые слова, используют жесты и отвечают на детский лепет, ориентируясь на смысл высказываний, а не на их несовершенную грамматику. Взрослые вступают с ребенком в диалог и поддерживают его, как если бы они общались с равным себе собеседником. Ориентируясь на уровень речи, еще не достигнутый ребенком, взрослые тем самым поддерживают общение на верхнем уровне ЗБР ребенка, а не на уровне его актуального развития. В каком-то смысле они разговаривают с «будущим ребенком». Так, например, малыш показывает на тигра в зоопарке и произносит «ррррр», а его мама в ответ говорит: «Да, это тигр. Смотри, какие у него полоски». Она отвечает так, как если бы ребенок сказал: «Смотри, тигр!» В результате подобных диалогов ребенок начинает осваивать грамматику и расширять словарный запас, постепенно приближаясь к тем образцам речи, которые взрослые использовали в разговорах с ним. По мере развития речи ребенка у взрослого отпадает необходимость достраивать за него предложения — поддержка ослабевает и в конце концов полностью прекращается. Дж. Брунер назвал этот специфический вид скаффолдинга системой поддержки усвоения языка (Language Acquisition Support System)10.
Конкретные стратегии, применяемые в процессе скаффолдинга, воспитатель может варьировать в зависимости от характера задачи и особенностей ребенка (например, в одном случае моделировать правильное действие, а в другом — указать на пропущенный шаг в его осуществлении).
В дошкольной педагогике скаффолдинг это такое взаимодействие взрослого с ребенком, которое помогает ребенку продвинуться от выполнения задания совместно со взрослым к выполнению этого задания самостоятельно. Подобное взаимодействие находится внутри зоны ближайшего развития ребенка и содействует развитию у него способностей, знаний и умений, которые находятся на грани созревания. Однако в любом случае залогом успешного скаффолдинга служит внутренняя мотивация ребенка — его интерес к выполняемому заданию и готовность принимать помощь.
При скаффолдинге взрослый не изменяет само задание, не делает его легче для ребенка, но вместо этого облегчает решение ребенком задачи за счет оказания поддержки. Правильно применяемый скаффолдинг не только позволяет ребенку справиться с конкретным заданием и вывести на поверхность умения и знания, находящиеся на грани созревания, но и способствует формованию общих механизмов развития ребенка, обеспечивающих возможность выполнения различных заданий.
Скаффолдинг представляет собой временную поддержку, которая требуется только до тех пор, пока не сформируются новые механизмы и ребенок не будет больше нуждаться в помощи.
Если понимать скаффолдинг таким образом, то это понятие можно применить к различного рода педагогической поддержке, не ограничиваясь только тем случаем, когда взрослый и ребенок совместно работают над заданием. К скаффолдингу можно также отнести и ситуацию, когда взрослый обучает ребенка какой-либо помогающей стратегии, которую тот впоследствии сможет использовать самостоятельно (самоскаффолдинг); или когда взрослый особым образом организует среду, которая обеспечивает ребенку поддержку со стороны других детей.
Образовательная технология, использующая различные виды скаффолдинга при обучении детей сложному процессу письма, — это модель планируемого письма. Ребенок планирует свое сообщение, которое он хочет записать (одно предложение зараз), проговаривая его вслух и рисуя одну линию для каждого произнесенного слова. Линия является предметом-заместителем для произнесенного слова подобно тому, как физические предметы (пальцы на руках) замещают числа при счете. При этом рисование линий максимально приближено к действию написания слов и сохраняет многие из его атрибутов: линии рисуют слева направо, их длина отражает длину слова; когда кончается строчка, новая линия рисуется в начале следующей строки, в конце предложения ставится знак препинания и т. п. Закончив рисовать линии, ребенок повторяет предложение, произнося каждое слово и одновременно показывая на соответствующую линию. На этом этапе ребенок может добавить или убрать линию, чтобы их количество полностью соответствовало количеству слов в предложении. Далее ребенок возвращается к началу предложения и записывает первое слово на первой линии, второе — на второй и так до конца предложения.
Если в сообщении больше одного предложения, ребенок повторяет всю последовательность для каждого из них. По мере развития фонематического слуха и ознакомления ребенка с буквами и правилами правописания написание слов будет все больше приближаться к орфографически правильному, однако в этом процессе воспитатель не исправляет ошибки, а помогает ребенку добиться: 1) написания осмысленного сообщения и 2) полного соответствия количества слов количеству линий.
Результатом такой модели письма является не столько правильность написания слов (это следующая задача), сколько осмысленность письма, его встроенность в реальное действие ребенка и содержащееся в письме передаваемое сообщение. Таким образом, дошкольник мотивирован писать (и, следовательно, читать), поскольку его сообщение составлено им самим, отражает смысл того, что он хотел передать или зафиксировать для себя, чтобы не забыть.
Помимо линий, которые сами по себе являются скаффолдингом и поддерживают зарождающиеся у ребенка металингвистические способности (представление о слове, смысле сообщения и т. д.), воспитатель использует и другие формы скаффолдинга, поддерживающие внимание и память ребенка, на которые в процессе письма приходится значительная нагрузка. Одной из таких форм является использование ребенком внешней речи — проговаривание слов в процессе их написания и «чтение» уже написанных слов или пустых линий, помогающее вспомнить следующее слово в предложении. Другая стратегия самоскаффолдинга — использование собственных рисунков, помогающих ребенку вспомнить содержание всего сообщения, пока он сосредоточивается на написании отдельных слов.
Скаффолдинг — общая стратегия взаимодействия между взрослым и ребенком, направленная на развитие разных форм совместности и помогающая освоению дошкольником новых способов умственных и практических действий.
Скаффолдинг обеспечивает обучение «орудиям разума», которые в дальнейшем ребенок сможет использовать самостоятельно. К числу таких «орудий» относятся:
различные внешние медиаторы — любые предметы или уже существующие обозначения, которые помогают регулировать детскую активность (например, запомнить что-то или сделать по определенному правилу и т. п.);
речь, в т. ч. внешняя эгоцентрическая («речь для себя»);
символические обозначения — специально для данной активности нарисованные или написанные ребенком.
Еще одна форма скаффолдинга — это специфическая организация социальной среды, способствующая освоению ребенком «орудий разума» и формированию у него высших психических функций: сюжетно-ролевая игра и специальные формы работы в диадах и малых группах, когда дети по очереди принимают на себя роли контролера или деятеля.
Воспитатели используют различные формы скаффолдинга в разных контекстах в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка и уровня развития у него конкретных умений. Так, например, при обучении счету воспитателю доступны разные стратегии: чтобы помочь ребенку проговаривать число, воспитатель каждый раз трогает или передвигает предмет. Когда стоит задача помочь ребенку пользоваться внешними медиаторами, вводятся разного рода предметы, за которыми закрепляется определенное значение и которые помогают ребенку про- извести требуемое действие (например, при выполнении пересчета могут использоваться как простые предметы вроде счетных фигурок, палочек или кубиков, так и более сложные, такие как числовая ось). Наконец, воспитатель может присвоить одному ребенку роль деятеля, а другому — контролера и раздать им соответствующие карточки с изображениями руки и галочки. В этом случае дети осуществляют взаимный скаффолдинг, проверяя результаты счета и тем самым развивая способность к мониторингу собственных действий — способность, которая потребуется им впоследствии при формировании учебной деятельности.