08.02.2022
Игра как интерактивный метод обучения
"Ролевая игра" - игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Успешность действий участников игры определяется в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры. Её цель – наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам.
"Деловая игра" – имитация в игре реального процесса с помощью модели. Ее особенностями являются:
Различие интересов участников игры;
Наличие общей игровой цели;
Реализация цепочки решений;
Использование гибкого масштаба времени.
Приёмы рефлексии
Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Работа в микро-группах
Пары и группы - это один из самых популярных методов, так как он дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия), что часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в парах и группах даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Группы могут формироваться произвольно, по желанию учеников, но чаще всего планируя на уроке групповую работу, учитель заранее делит класс на группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов учеников и характер межличностных отношений. При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие ее аспекты:
нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. При нехватке знаний учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания;
надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими;
надо записывать инструкции на доске и (или) карточках;
надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.
Технология «Шесть шляп мышления» - групповая работа по проектированию внедрения чего-либо в процесс обучения с точки зрения различных субъектов, например: школьники; родители, как работодатели; учителя; администрация школы. Каждая группа описывает проект и анализирует ситуацию с использованием технологии «Шесть шляп мышления» (не менее 3 аргументов на 1 шляпу).
Мозговой штурм
"Мозговой штурм" - это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать наибольшее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Этот приём может быть использован для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос.
Правила мозгового штурма:
Не относитесь к очевидному свысока: иногда очевидное решение может быть наилучшим
Все идеи хороши. (На самом деле, меньшая часть мнений, высказываемых в ходе принятия группового решения, часто служит трамплином для новаторского решения проблемы)
Проследите, чтобы каждая идея была представлена в завершенном виде. Не используйте излишне краткие описания, чтобы избежать недоразумений.
Не бойтесь повторений: позднее, при обсуждении, одинаковые идеи могут оказаться разными или вызвать в разное время различную реакцию.
Записывайте и представляйте коллегам каждую идею.
Добивайтесь количества, а не качества.
Будьте изобретательны, выйдите за привычные рамки мышления.
Не судите сгоряча.
Не останавливайтесь, продолжайте обсуждение.
Не надо редактировать.
Держите темп и напряжение обсуждения.
Этапы и правила мозгового штурма:
Постановка проблемы. Предварительный этап.
Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Правила для этого этапа: Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений. Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
- Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе оценка приветствуется.
Дискуссия
«Почему я спрашиваю тебя, - обращался Сократ к софисту Горгию,- а не говорю сам? Это делается ради беседы». Основная задача - выявление существующего многообразия точек зрения участников на вопрос или проблему и при необходимости всесторонний анализ каждой из них. Существует несколько синонимов понятия «дискуссия»: спор, полемика, дебаты, диспут. Следует помнить, что психологи называют спором дискуссию, приобретающую характер межличностного конфликта, где каждый защищает свое «я». Полемика подразумевает столкновение с идейным противником.
Дебаты – прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании.
Диспут от латинского (disputare) – рассуждать, разбирать, спорить. Диспутом обычно называют публичную дискуссию, специально организованную для определенной аудитории.
Учебной дискуссией называют целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.
Виды дискуссий:
Тематическая: обсуждаемые вопросы связаны с темой урока;
Биографическая: ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника;
Интеракционная: обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь» и «теперь».
Интерактивная лекция
Интерактивная лекция представляет собой выступление ведущего обучающего мероприятия перед большой аудиторий в течение 1-4 часов с применением следующих активных форм обучения:
Фасилитация
Ведомая (управляемая) дискуссия или беседа
Модерация
Демонстрация слайдов или учебных фильмов
Мозговой штурм
Мотивационная речь
Интерактивные экскурсии
Интерактивные экскурсии - экскурсионные программы, в которых люди не только слушают экскурсовода, но и принимают активное участие в мероприятии. Например, становятся героями сказок, пробуют на себе крестьянский труд, разгадывают загадки и шарады. К тому же, и экскурсоводы на этих экскурсиях привлекают к себе внимание необычными костюмами.
Лоскутное одеяло
Анализ состояния – "Лоскутное одеяло". Цель: определение круга проблем и способы их решения. Применение: целеполагание, систематизация, обобщение информации. Алгоритм применения:
Анализ темы (проблемы).
Определение наиболее слабых звеньев проблемы - постановка задач (что делать?)
Выявление возможных способов решения проблемы - мероприятия.
Создание «одеяла».
Ментальная карта
Интеллектуальная (ментальная) карта - ка́рта мыслей (англ. Mind map) или ассоциати́вная ка́рта — метод структуризации концепций с использованием графической записи в виде схемы, диаграммы. Цель: анализ возможностей исследуемой темы, изображение процесса общего системного мышления с помощью схем. Применение технологии: изучение, систематизация, обобщение информации. Алгоритм применения:
Изучение теоретического материала.
Определение понятийного аппарата.
Определение инструментов и ресурсов.
Анализ положительных, отрицательных возможностей.
Составление интеллектуальной карты: Главная тема - в центре листа. Вместо фраз - ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку, картинки. Слова помещаются на веточках, которые отходят от центра (главной темы) к периферии. Защита карты.
Форсайт
Лента времени - "Форсайт". Цель: составление хронологии определённых событий. Алгоритм применения:
Определение темы.
Создание «копилки» идей.
Обсуждение ресурсов реализации проекта.
Определение способов и форм защиты проекта.
Воплощение: составление ленты времени.
Тимбилдинг
Сплочение команды - "Тимбилдинг". Цель: знакомство, сплочение участников команды в процессе создания всевозможных объектов – моста, корабля, ракеты... Алгоритм применения:
Выявление «уникальностей» каждого члена команды.
Распределение ролей (капитан, строитель, тайм-менеджер, фотограф, дизайнеры, спикер).
Целеполагание.
Создание «копилки» идей.
Процесс создания объекта
Защита проекта.
Круговой линч
Представление проектов - "Круговой линч". Цель: представление проектов, поиск ответов на возникшие вопросы аппонентов. Алгоритм применения:
Команды внимательно слушают ораторов.
Записываются вопросы-уточнения и другие пометки по выступлениям ораторов.
Ораторы отвечают на вопросы.
Каворкинг
Коллективный проект - "Каворкинг". Цель: выполнение коллективного проекта. Алгоритм применения:
Совместная работа.
Участники свободные и независимые.
Общее пространство для деятельности.
Выполнение проекта.
Защита проекта.
Открытый микрофон
Рефлексия - "Открытый микрофон". Цель: актуализация, обобщение, рефлексия информации. Алгоритм применения:
Заранее готовится банк вопросов (по количеству участников).
Участники мероприятия по очереди отвечают на эти вопросы.
Подведение итогов.
StartUp
Запуск мероприятия – "StartUp". Цель: запуск мероприятия. Алгоритм применения:
Формирование идеи.
Распределение ролей в проектной деятельности.
Создание шаблона мероприятия.
Проработка идеи.
Представление проекта мероприятия: анонс, практическая часть.
Бумажный гипертекст
Укладываем шпалы - "Бумажный гипертекст". Цель: поиск ключевой информации в многостраничных документах. Алгоритм применения:
Изучение содержания материала по заданному направлению
Распределение ролей в команде
Выделение нужной информации и создание «шпал». Каждая «шпала» -гиперссылка на документ-носитель
Забор Тома Сойера
Задаём вопросы – "Красим забор Тома Сойера". Цель: поиск ответов на возникшие вопросы. Алгоритм применения:
Оратору присваивается определённый цвет (можно опустить этот пункт).
Слушатели записывают вопросы-уточнения к оратору на цветных «штакетниках» и «красят забор».
Ораторы отбирают «штакетники» своего цвета, зачитывая вопросы, дают ответы, комментарии (или отвечают на все вопросы со штакетника поочерёдно).