08.02.2022
Конкурсные испытания:
- Эссе на тему «Я – педагог».
- Интернет-портфолио.
- Педагогический брифинг.
- Педагогическое мероприятие с детьми.
- Мастер-класс.
- Ток-шоу «Профессиональный разговор».
- Эссе на тему «Я – педагог»
Требования положения к написанию эссе:
Эссе может носить характер творческого рассуждения о профессиональном портрете педагога образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования, размышления о миссии педагога в современном мире. Объем эссе – до 6 000 знаков (не более 3 страниц формата А4), текстовый редактор Word, шрифт – Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал – одинарный.
Эссе – прозаическое произведение небольшого объёма, характерными чертами которого являются:
свободная композиция (однако, не предполагающая отсутствия композиции вовсе; в эссе, как правило, присутствуют создающие его внутреннюю структуру: вступление, основная часть и заключение);
стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.
Эссе призвано продемонстрировать речевую компетентность участника Конкурса, способность в письменном тексте передать специфику профессиональных будней, систему занятий и педагогических приемов; взаимодействие с детьми, родителями, социумом; восприятие профессиональных проблем и прогноз развития дошкольного образования в регионе и стране.
При разработке эссе необходимо учитывать рекомендации к содержанию эссе как литературному жанру, в котором автор выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или предмету. Основные требования к эссе: мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов; мысль должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за тезисом следуют аргументы. В результате эссе приобретает кольцевую структуру: вступление; тезисы - аргументы; заключение. Количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли. Специалисты рекомендуют сконцентрироваться на одной-двух идеях, раскрыть их детально и привести примеры из жизни. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на рассматриваемой проблеме (во вступлении она ставится, в заключении – резюмируется мнение автора). Поскольку содержание эссе позволяет в первую очередь оценить личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства, то при написании эссе необходимо обратить внимание на:
ясность и четкость аргументов (мотивов) выбора профессии;
широту и масштабность взгляда на профессию;
оригинальность педагогических идей;
профессиональную эрудицию;
художественный стиль изложения.
Типичными ошибками при разработке эссе являются отсутствие описания собственных педагогических принципов и подходов к образованию, а также личной точки зрения (понимания) миссии педагога в современном мире. К распространенным ошибкам относится нарушение стиля изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. По мнению специалистов, должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование знака препинания – тире. Стиль также должен отражать уникальность и особенности личности автора. И конечно, в тексте не должно быть стилистических, пунктуационных и орфографических ошибок.
«Интернет-портфолио»
В оценке информационного ресурса основное – контент (содержание) ресурса; также оценивается его концептуальность и эргономичность: соответствие типа ресурса содержанию; позиционность и адресность; доступность и простота использования; обеспечение обратной связи и культура представления информации.
Современный педагог дошкольной образовательной организации должен обладать умениями и навыками в области информационно-коммуникационных технологий и быть готовым к диссеминации своего педагогического опыта. Портфолио педагога, размещенное в Сети Интернет, - эффективная форма саморазвития и методической работы с родителями при соблюдении требований к качеству его информационного наполнения и формату представления материалов. Основные из них:
образовательная и методическая ценность размещенных материалов, соответствующая современным требованиям, оригинальность и практическая значимость авторских материалов;
возможность использования материалов в семейном воспитании;
удобство интерфейса (наличие понятного меню сайта; удобство навигации, в том числе присутствие ссылки для перехода на главную страницу; наличие элемента поиска информации по сайту и возможности скачать, распечатать документы);
соблюдение авторских прав;
обеспечение обратной связи.
Распространенной ошибкой при разработке Интернет-портфолио является недостаточное его информационное наполнение. Например, отсутствие:
общей информации, отражающей изменения в профессиональной жизни конкурсанта (образование, трудовой и педагогический стаж, повышение квалификации, награды, грамоты, благодарственные письма, достижения, увлечения);
методических материалов, свидетельствующих о профессионализме педагога: обоснование выбора образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы или используемых образовательных технологий;
системы методических разработок и рекомендаций для коллег и возможность их использования в различных учебно-воспитательных ситуациях, как коллегами, так и родителями;
авторских учебных, методических и иных разработок, отражающих опыт работы, в том числе с информационно-коммуникационными технологиями;
аналитических материалов: вопросников-анкет; сравнительного анализа достижений воспитанников;
рекомендаций для родителей;
статей на профессиональную тему;
форумов и форм обратной связи и их активности;
отзывов посетителей сайта.
«Педагогическое мероприятие с детьми»
Цель педагогического мероприятия: наглядная демонстрация конкурсантом профессиональных компетенций организации образовательной деятельности дошкольников, проявление творческого потенциала и самостоятельности.
Данное конкурсное испытание – фрагмент профессионального опыта, наглядная демонстрация тех профессиональных компетенций, которые были представлены участником в педагогическом брифинге. Мероприятие должно следовать правилу: разумное соотношение репродуктивного, поискового и творческого. Регламент: до 30 минут (проведение мероприятия – до 20 минут; самоанализ – до 5 минут; вопросы членов Жюри – до 10 минут).
Одним из основных правил, которому должен следовать конкурсант при разработке мероприятий – планирование образовательной деятельности воспитанников в соответствие с требованиями современного образования, в том числе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:
обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей дошкольного возраста в различных видах деятельности на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
реализация образовательной деятельности в формах, специфических для детей конкретной возрастной группы, прежде всего в форме игры;
психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации ребенка;
побуждение к проявлению инициативы и самостоятельности.
«Мы должны не научить, а дать полноценно прожить в игре различные ситуации. Ребенок должен захотеть поиграть, а взрослый поддержать это желание» (Александр Асмолов).
Образовательная деятельность должна быть построена на основе взаимодействия взрослого с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка. При разработке и проведении мероприятия, педагогу нужно выполнять следующие условия:
формы, содержание, методы и приемы должны соответствовать возрасту детей;
должна быть мотивация и активизация познавательной деятельности воспитанников;
должна быть создана атмосфера заинтересованности группы детей выбранным содержанием и видом деятельности;
необходимо удерживать интерес детей в течение организованной деятельности;
педагог организует взаимодействие / сотрудничество детей группы;
необходимо учитывать и поддерживать активность и инициативность детей на мероприятии.
Самая распространенная ошибка при проведении непрерывной образовательной деятельности – отсутствие возможности выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности (общения). Избежать ошибки можно при реализации развивающего обучения. Примерная структура описания непрерывной образовательной деятельности с позиций развивающего обучения представлена в таблице.
«Педагогический брифинг»
Это конкурсное испытание проходит как краткая пресс-конференция с членами жюри, позволяющая оценить профессиональный педагогический опыт конкурсанта. За основу обсуждения берутся материалы заочного тура. Регламент: 10 минут (вступительное слово участника – 5 минут, вопросы членов Жюри – до 5 минут).
Формат выступления на педагогическом брифинге близок к публичному выступлению. Успешным является выступление, в рамках которого конкурсант не просто сообщает информацию, но и демонстрирует умение направить восприятие аудитории по определенному пути, выгодному выступающему, умение управлять их впечатлениями и эмоциями. Эффективными средствами удержать внимание аудитории являются: наглядность (пример, подробность, сравнение), образ (метафора), призыв (восклицание), противопоставление и др. Типичной ошибкой выступления на педагогическом брифинге является недостаточное его информационное наполнение. Обязательны следующие компоненты:
конкретное описание используемых технологий, приемов и методов работы, обеспечивающих развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей;
анализ личных профессиональных компетенций и возможностей и, как следствие, достижений воспитанников, обеспечивающих социальную ситуацию развития их личности;
вклад конкурсанта в организацию развивающей образовательной среды в дошкольной образовательной организации.
Распространенной ошибкой является отсутствие в выступлении логики, последовательности развития мысли. В результате аудитории трудно воспринимать содержание речи, следить за ходом рассуждений конкурсанта. Поэтому в выступлении важно соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала. Особую сложность для конкурсанта составляет подготовка начала и окончания выступления. В процессе восприятия ораторской речи действует «закон края» и лучше запоминается то, что дается в начале и конце выступления. В начале выступления конкурсанту следует сформулировать цель речи не только для себя, но и для слушателей. Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие речи, настраивает аудиторию. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Не надо обрывать выступление, важны заключительные слова. Следовательно, над последними словами выступления надо поработать особенно тщательно: повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировав наиболее важные положения, сделать выводы. Значительное влияние на публичное выступление оказывают такие элементы, как правильность речи, ее эмоциональность, наглядность изложения.
«Мастер-класс»
Цель мастер-класса: представление и распространение результатов собственной образовательной деятельности, отражающих современные направления развития и позитивные изменения в практике дошкольного образования, направленных на решение проблемных вопросов образования детей дошкольного возраста.
Регламент: 20 минут, включая 5 минут на вопросы Жюри.
По образному выражению М. Поташника, мастер-класс – это ярко выраженная форма ученичества у Мастера. Мастер передает «ученикам» свое педагогическое мастерство, особенностью которого является «искусство» решения педагогических проблем. В отведенное по условиям Конкурса время каждый конкурсант должен:
обосновать актуальность выбранной темы (проблемы);
описать оригинальные и эффективные способы ее решения;
осмыслить полученные результаты;
аргументировать возможность широкого применения предложенных образовательных средств, представленного опыта.
Мастер-класс должен иметь глубину и оригинальность содержания. Выбранная тема должна иметь методическую и практическую ценность для дошкольного образования. Педагог показывает умение транслировать (передавать) свой опыт работы. Распространенной ошибкой при проведении мастер-классов является репродуктивный (объяснительно-иллюстративный) подход представления своего опыта. Эффективным признается мастер-класс, проводимый в активном или интерактивном режиме (с наличием обратной связи). Искусство общения и взаимодействия, а также педагогическая импровизация позволяют образно, наглядно и аргументировано представлять своё педагогическое мастерство. Поэтому среди критериев оценки этого конкурсного задания учитывается такой показатель, как умение взаимодействовать с аудиторией.
Ток-шоу «Профессиональный разговор»
Тема, которая предлагается к обсуждению, объявляется накануне проведения мероприятия.Регламент (общая продолжительность обсуждения темы): 1ч. 30 мин. Единовременное выступление каждого участника в ходе обсуждения – 3,5 мин. Данное конкурсное испытание предполагает публичное обсуждение какого-либо вопроса, связанного с образованием, в форме дискуссии. Следовательно, при подготовке к испытанию необходимо учитывать правила ведения дискуссии:
помните о цели дискуссии – найти истину, решение, выход;
с уважением относитесь к мнению другого человека;
любое высказываемое мнение должно быть аргументировано;
уважайте мнение любого человека;
придерживайтесь дружелюбного тона;
не спорьте ради спора.
В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению. Типичными ошибками при проведении профессионального разговора признают отсутствие собственной позиции по теме обсуждения, аргументов у участников в ходе обсуждения, убедительности и красочности речи.
При подготовке к профессиональному разговору необходимо обратить внимание на сформированность у педагога таких умений как:
- удерживать тему разговора;
- обосновывать заявленную позицию дополнительными аргументами;
- продолжать и развивать высказанную другим конкурсантом мысль;
- корректно возражать другому участнику при несовпадении позиций.