Профессиональное самообразование сегодня осознается как общечеловеческая ценность, так как оно является важнейшим аспектом саморазвития, которое предполагает умения взять на себя ответственность за собственную судьбу, лично и во многом самостоятельно организовать свое профессиональное становление. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечено, что педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень (ст.48, п.1)
Каждому педагогу детского сада крайне необходимо выстроить индивидуальную образовательную траекторию, который станет способом повышения профессионального мастерства достижения жизненной цели.
Качество образования зависит от качества работы каждого педагога. При этом под термином качество работы педагога понимается умение выполнять на высоком уровне все трудовые функции. Перед современными педагогами ДОУ в настоящее время стоит задача построить свою работу так, чтобы она соответствовала образовательному стандарту, с одной стороны, и обеспечивала сохранение самоценности периода детства, с другой. Дошкольники будут развиваться на должном уровне только в том случае, если их воспитатели будут обладают соответствующими знаниями, умениями и навыками.
Что такое самообразование?
В педагогике самообразование рассматривается в узком значении и в широком. В узком смысле самообразование — это самообучение или самонаучение. Самообучение можно определить как процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. Для его реализации большое значение имеют умения учиться, которые проявляются, прежде всего, в использовании приемов умственной деятельности (анализа, синтеза, приемов запоминания и т.д.). К ним относятся и умения организовать свое время, и умения находить необходимую информацию, правильно ее обрабатывать.
В широком смысле понятие «самообразование» рассматривается как «самосозидание», то есть создание самого себя как личности, самосовершенствование. В данном случае самообразование выступает как механизм личностного развития и профессионального роста человека. Это уже не процесс самостоятельного «набирания знаний», а путь свободного движения в области знаний.
Таким образом, самообразование педагога — это целенаправленная и профессионально значимая познавательная деятельность, регулируемая самим педагогом. Причем данная деятельность характеризуется осознанностью, систематичностью и самостоятельностью. Самообразование включает в себя два процесса: самообучение и самовоспитание. Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Педагогу, чтобы заниматься самообразованием, необходимо владеть умениями самостоятельной познавательной деятельности.
Различают два типа самообразования: систематическое и ситуативное (когда знания, умения и навыки приобретаются по мере возникновения необходимости в них).
Если педагог занимается инновационной (исследовательской) деятельностью, то тема педагогического исследования, становится центром его профессионального интерес, что создает предпосылки для систематического самообразования. Исследовательская деятельность требует не только определенных навыков, но и наличия таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, волевые качества характера, исследовательский тип мышления (видение проблемы, умение анализировать и синтезировать исследуемый материал, обобщать результаты исследования и т.д.).
Исследовательская деятельность дает возможность повысить уровень самообразования в процессе систематической работы с литературой, помогает определить круг единомышленников в профессиональной деятельности, общение с которыми позволяет накапливать информацию, развивать свой интеллект.
Выбор темы самообразования.
Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования – освоение воспитателями и специалистами дошкольного образования различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения дошкольников владеет педагог, насколько гибко он может применять методы в зависимости от тех или иных особенностей детей, зависит эффективность образовательного процесса. К современным образовательным технологиям в приоритетном национальном проекте «Образование» отнесены:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- разноуровневое обучение;
- коллективная система обучения;
- исследовательские методы обучения;
- проектные методы обучения;
- технологии модульного и модульно-блочного обучения;
- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Средства самообразования педагога – это источник получения новых знаний, формирования умений и навыков, это все то, что способствует достижению целей обучения. Основные функции средств обучения – информационная, дидактическая и контрольная.
Средства обучения в педагогике делят на идеальные и материальные. Идеальные средства – это полученные ранее умения и знания, которые использует педагог для получения и освоения новых знаний. Материальные - это физические объекты, которые используются для детализированного обучения.
Важнейшие средства педагогического самообразования: наглядные пособия, научная и художественная литература, кинематограф, ТСО, аудио и видеоаппаратура, компьютерные программы, Интернет, реальные объекты и т.п. Еще одно средство самообразования - обучение на различных семинарах, вебинарах, курсах, которые педагог выбирает самостоятельно. Важным источником самообразования являются люди, их знания и опыт. Эти взаимоотношения могут значительно способствовать расширению информационного поля человека.
Составляющие процесса самообразования педагога:
Проведение самоанализа своей профессиональной деятельности
Совершенствование знаний в области классической и современной психологии и педагогики.
Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры
Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов.
Изучение информационно-компьютерных технологий.
Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету.
Общение с коллегами в детском саду, районе, городе и в Интернете.
Этапы самообразования
1 этап. Теоретический (диагностический).
Сбор и накопление информации из различных источников (Программы, методики, нормативно-правовые источники, интернет-ресурсы)
Знакомство с новыми технологиями, формами, методами работы.
Изучение опыта работы педагогов-практиков по данной теме (посещение занятий, наблюдение взаимодействия с детьми, анализ детских портфолио, беседы).
2 этап. Практический
Проектирование собственной деятельности.
Применение изученных технологий, форм и методов работы в практике работы с детьми.
Апробация отдельных приемов и техник.
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды.
3 этап. Обобщающий.
Мониторинг результативности применения новых форм, методов и приемов.
Подведение итогов самообразования и анализ его эффективности.
Составление отчетности.
Карта самообразования педагога
Фамилия, имя, отчество:
Должность:
Тема самообразования | |
Сроки работы над темой | |
Содержание работы по самообразованию | |
Средства, которые будут использоваться для работы над темой | |
Ожидаемый результат самообразования | |
Итоги, отчетность |
Примерный план отчета по самообразованию
1. Обоснование выбора темы.
2. Цель и задачи работы над темой, сроки.
3.Анализ состояния вопроса по литературным источникам, имеющегося опыта по решению проблемы.
4. Какая реализована система мер для решения педагогом проблемы в конкретных условиях.
5. Какой результат и форма его представления.
№ | Ф.И.О. педагога | Должность, предмет | Тема самообразования | Год работы над темой | Деятельность по реализации темы |