09.02.2022
Последовательность проведения аттестации для установления квалификационной категории (первой или высшей) следующая:
подача заявления;
оценка уровня профессиональной компетенции аттестуемого педагога (тестирование);
оценка уровня квалификации аттестуемого педагога (портфолио);
принятие решения аттестационной комиссии.
Составление портфолио в аттестационную комиссию - ответственный и волнующий этап подготовки к аттестации. У педагогов возникает много вопросов по составлению портфолио.
Первый вопрос: Каким должно быть портфолио?
Ответ: электронным. Вы конечно, можете сложить все свои наработки и достижения в папочку с завязками. Но в аттестационной комиссии (по крайней мере Республики Мордовия его не примут). По профстандарту, каждый педагог должен владеть ИКТ-компетенциями, и портфолио должно быть в открытом доступе.
Портфолио в открытый доступ можно выставить несколькими способами:
1)Сформировать его в формате Power Point и выложить его на официальном сайте или личном сайте. Зачастую файл много "весит", и не грузится, поэтому надо помещать его на любой файлообменник (например Google Диск или Яндекс) и делать гиперссылку;
2)Создать отдельный раздел на персональном сайте "Аттестационный материал", и наполнить его согласно оцениваемым критериям. Можно это сделать и на сайте образовательной организации, если администратор сайта пойдет навстречу.
При любом способе документы (справки, дипломы, сертификаты) предварительно сканируются и сохраняются как изображения (в формате .jpg).
Второй вопрос: Каково содержание портфолио?
Ответ: Содержание определяют аттестационные комиссии на основе Федерального положения о порядке аттестации и оно едино для субъекта РФ. В соответствии с Порядком аттестации педагогических работников в субъектах Российской Федерации утверждены показатели и критерии комплексной оценки профессиональной компетентности педагогических работников при аттестации на квалификационные категории. По сути они одни и та же, но возможна разная последовательность. Портфолио надо составлять в соответствии с пунктами данного порядка. Сохранять нумерацию в портфолио. В Республике Мордовия в данном Порядке определены критерии для всех педагогических работников, подтверждающие документы по каждому критерию и количество баллов, которое получит аттестуемый по нему.
Заглавный слайд: Общие сведения о педагогическом работнике
фамилия, имя, отчество, год рождения;
профессиональное образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;
повышение квалификации: время обучения и название учреждения, где прослушаны курсы, тематика курсов (копии документов, подтверждающих обучение)
сведения о наличии наград, ученой степени или звания (копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней);
наличие личного эл. адреса, сайта.
Перечень критериев для воспитателей
1.Применение информационно-коммуникационных технологий (справка).
2.Участие в инновационной (экспериментальной) деятельности (Выписка из приказа).
3.Наличие публикаций, включая интернет-публикации (Титульный лист печатного издания, страница «содержание» сборника, свидетельство об электронной публикации)
4.Результаты участия воспитанников в конкурсах, выставках, соревнованиях, акциях, фестивалях: Грамоты или документы, подтверждающие победы и призовые места.
5.Наличие авторских программ, методических пособий (Сертификат-решение экспертного совета или внешняя рецензия)
6.Проведение открытых занятий, мастер-классов, мероприятий (Список мастер-классов, открытых занятий, мероприятий по форме: дата, место, тема, название мероприятия).
7.Общественная активность педагога: участие в экспертных комиссиях, в жюри конкурсов, депутатская деятельность и т.д.
8.Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, секциях, методических объединениях (Список выступлений, по форме: дата, место, тема, название мероприятия).
9.Позитивные результаты работы с воспитанниками (Справка-анализ):
- наличие системы воспитательной работы;
- наличие качественной, эстетически оформленной текущей документации;
- организация индивидуального подхода;
- снижение простудной заболеваемости воспитанников;
- отлаженная система взаимодействия с родителями;
- отсутствие жалоб и обращений родителей на неправомерные действия;
- реализация здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе;
- духовно-нравственное воспитание и народные традиции
10.Участие и личные победы педагога в профессиональных и творческих педагогических соревнованиях, конкурсах, смотрах и т.д. (Грамоты, благодарности или выписки из приказов.)
11.Награды и поощрения педагога в межаттестационный период органами государственной власти, муниципальными органами управления образованием, общественными организациями, педагогическими сообществами, родительской общественностью.
12.Повышение квалификации, профессиональная переподготовка (Копии сертификатов, дипломов).