Конкурсы педагогического мастерства

09.02.2022

На сегодняшний день социальным заказом современного общества востребован педагог, как личность конкурентоспособная, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование.

Мотив к совершенству есть у многих педагогов, и сегодня каждый должен быть готов к творческой деятельности, так как это прежде всего залог успешности.

Творческий потенциал педагога — это совокупность психических процессов и свойств личности, реализующихся в процессе педагогического творчества. Творчество в работе педагога — это, можно сказать, особый вид деятельности, направленный на создание нового продукта. Одним из средств развития творческого потенциала педагога являются конкурсы профессионального мастерства. Для чего собственно проводятся такие конкурсы? Главные цели конкурса – пропаганда приоритетов образования, формирование общественного представления о творчески работающих педагогах, повышение престижа педагогической профессии.

Конкурс! Конкурс! Конкурс! При звуке этого слова у каждого возникают свои ассоциации. К сожалению, для некоторых это понятие имеет далеко не вдохновляющий смысл: гала-концерт с песнями и танцами, где представление разворачивается по заранее написанному сценарию; праздник Фортуны (везет счастливчикам, шоу, где предопределены победители и побежденные; борьба за престижное звание. И лишь для тех немногих, кому посчастливилось пережить и радость победы, и горечь неудачи, содержание понятия «конкурс» имеет совершенно иной смысл. Для меня конкурс педагогического мастерства — это «замечательный педагогический праздник — праздник общения, профессионального и личностного роста, праздник педагогического единения, расширяющий образовательное пространство и открывающий простор для педагогической мысли».

Понять значимость конкурсов в жизни педагога может в полной мере тот, кто сам однажды принял участие в профессиональном конкурсе, кто был в группе поддержки, помогал советом или делом. По большому счету, не так уж важны победы и призы — важна сама атмосфера интеллектуального напряжения, единения, атмосфера сотворчества.

Подобные мероприятия требуют огромных затрат — интеллектуальных, моральных и материальных, — но эти затраты окупаются сторицей. Ведь они рождают уверенность в собственных силах и устремляют вперед. 

Конкурс создает благоприятную мотивационную среду для профессионального развития, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению, является действенным средством развития творческого потенциала педагога.

Система подготовки конкурсантов к участию в конкурсе

10.02.2022

Система подготовки конкурсантов к участию в конкурсе 

 Работа по подготовке педагога к участию в конкурсе педмастерства тяжёлая, напряжённая, полная сомнений для самого педагога. Но, работая в коллективе и опираясь на методическую помощь, можно облегчить себе этот путь. И задача методиста как раз и состоит в посильной помощи этому педагогу.

      В связи с этим повышается роль методиста и методической службы в оказании помощи и поддержки педагогу, решившему принять участие в профессиональном конкурсе. Опыт показывает, что конкурс педагогического мастерства — это испытание не только для конкурсанта, но и для заинтересованных в профессиональном росте конкурсанта людей: заведующего, старшего воспитателя, коллег. И заинтересованных в имидже учреждения. Не зря существует мнение, что за лицом педагога видно лицо старшего воспитателя.

Скажу, что без должной помощи старшего воспитателя и заведующего подготовиться очень трудно. Как же идёт подготовка к таким конкурсам в нашем учреждении.

 Как известно, в нашем учреждении нет методической службы, есть старший воспитатель и заведующий. В нашем учреждении они и представляют основу творческой группы, команды, которая и занимается подготовкой педагога, а потом в эту группу вливаются активные педагоги, которые своими советами и рекомендациями вносят свою лепту в общее дело.

Подготовка к конкурсу начинается задолго до самого конкурса. Известно, что  конкурс – не только испытание для педагога, но и публичная форма повышения квалификации, в результате которой повышается профессионализм педагога. Важна мотивация на профессиональное самосовершенствование, самостоятельность убеждений, активность, готовность к действию и реализации своих идей. И первоначальная задача  администрации ДОУ найти этого человека, который имеет желание, возможности, знания и опыт выступить на конкурсе педмастерства. Поэтому подготовка педагога к конкурсу в нашем детском саду начинается задолго до конкурса, примерно за 1 год.  В этот момент как таковой подготовки ещё нет, но важно именно морально и психологически убедить педагога в том, что он достоин, на него возлагаются надежды и он уже победитель. Это важно!!!

Сам процесс подготовки, участия в конкурсе и методического сопровождения конкурсанта можно разделить на 3 этапа. Хотелось бы остановиться на 1 этапе.

Известно, что на конкурсе педагог защищает свой опыт работы, именно в этот промежуток времени до конкурса у него есть возможность для оформления своих результатов труда, подведения итогов своей работы. С этого момента и начинается 1 этап. Тему педагог выбирает сам, то, что он считает нужным показать и поделиться своим опытом.

В соответствии с темой своего опыта разрабатывается конкурсное мероприятие с детьми. То есть конспект занятия. На этом этапе старшим воспитателем особое внимание уделяется следующим вопросам:

использование технологии анализа педагогической деятельности;Хочу такой сайт

определение соответствия технологии проведения учебного занятия заявленному опыту ;

оказание консультативной помощи педагогу в отборе содержания и редактировании предлагаемого материала;

разработка механизма распространения представленного конкурсантом педагогического опыта;

  На этом этапе важно применять разнообразные формы и методы совместной  работы творческой группы (команды)и участника. Занятие, которое приготовил конкурсант, необходимо проработать, просчитывая каждый этап поминутно. Как делали мы? Первоначально занятие просматривала только администрация, вносили какие – либо изменения. Далее приглашались   коллеги, активные педагоги и опять проводилось мероприятие. Опираясь на «взгляд со стороны», можно увидеть неточности, погрешности. Применялись формы работы

 

просмотр и коллективное обсуждение;

моделирование ситуаций;

Занятие прогонялось несколько раз. Пока не доводилось до совершенства.

   Аналогично проходила подготовка и мастер-класса и само презентации. Предварительно просматривались выступления на областном конкурсе предыдущих лет на Интернет-ресурсах. С помощью этих просмотров, появлялась идея.  Далее в группе решали, придумывали модель мастер-класса и само презентации. На этом промежутке подготовки уместен

мозговой штурм

тренинг

моделирование ситуаций.

Мастер –класс и само презентация также прогонялась несколько раз. Предлагали к просмотру почти всему коллективу, в процессе вносили изменения. Обращали внимание на темп речи, на грамотность, на жесты, на то, как стоит конкурсант и его одежду.

 II этап – методическое сопровождение участника конкурса на самом конкурсе. На данном этапе предусматривается индивидуальное консультирование конкурсанта по вопросам современного образования, требований к выполнению различных конкурсных заданий. На данном этапе важно оказать конкурсанту теоретическую помощь и психологическую поддержку.

На этом этапе важно придерживаться некоторых советов и правил:

  • Не навязывать своё мнение.
  • Не усугублять стресс, а помогать снимать его.
  • Забота об имидже и внешнем виде конкурсанта.

III этап – методическое сопровождение конкурсантов в постконкурсный период с целью дальнейшего развития их профессионализма.

Замечено и не может  не радовать тот факт, что педагоги –бывшие участники конкурсов участвуют в работе семинаров, проводят открытые уроки и мастер-классы для «будущих» конкурсантов, участвуют в составе жюри на конкурсах профессионального мастерства. Опыт победителей и лауреатов конкурсов обобщен, распространен и используется в рамках системы повышения квалификации.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».