09.02.2022
На сегодняшний день социальным заказом современного общества востребован педагог, как личность конкурентоспособная, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование.
Мотив к совершенству есть у многих педагогов, и сегодня каждый должен быть готов к творческой деятельности, так как это прежде всего залог успешности.
Творческий потенциал педагога — это совокупность психических процессов и свойств личности, реализующихся в процессе педагогического творчества. Творчество в работе педагога — это, можно сказать, особый вид деятельности, направленный на создание нового продукта. Одним из средств развития творческого потенциала педагога являются конкурсы профессионального мастерства. Для чего собственно проводятся такие конкурсы? Главные цели конкурса – пропаганда приоритетов образования, формирование общественного представления о творчески работающих педагогах, повышение престижа педагогической профессии.
Конкурс! Конкурс! Конкурс! При звуке этого слова у каждого возникают свои ассоциации. К сожалению, для некоторых это понятие имеет далеко не вдохновляющий смысл: гала-концерт с песнями и танцами, где представление разворачивается по заранее написанному сценарию; праздник Фортуны (везет счастливчикам, шоу, где предопределены победители и побежденные; борьба за престижное звание. И лишь для тех немногих, кому посчастливилось пережить и радость победы, и горечь неудачи, содержание понятия «конкурс» имеет совершенно иной смысл. Для меня конкурс педагогического мастерства — это «замечательный педагогический праздник — праздник общения, профессионального и личностного роста, праздник педагогического единения, расширяющий образовательное пространство и открывающий простор для педагогической мысли».
Понять значимость конкурсов в жизни педагога может в полной мере тот, кто сам однажды принял участие в профессиональном конкурсе, кто был в группе поддержки, помогал советом или делом. По большому счету, не так уж важны победы и призы — важна сама атмосфера интеллектуального напряжения, единения, атмосфера сотворчества.
Подобные мероприятия требуют огромных затрат — интеллектуальных, моральных и материальных, — но эти затраты окупаются сторицей. Ведь они рождают уверенность в собственных силах и устремляют вперед.
Конкурс создает благоприятную мотивационную среду для профессионального развития, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению, является действенным средством развития творческого потенциала педагога.
10.02.2022
Система подготовки конкурсантов к участию в конкурсе
Работа по подготовке педагога к участию в конкурсе педмастерства тяжёлая, напряжённая, полная сомнений для самого педагога. Но, работая в коллективе и опираясь на методическую помощь, можно облегчить себе этот путь. И задача методиста как раз и состоит в посильной помощи этому педагогу.
В связи с этим повышается роль методиста и методической службы в оказании помощи и поддержки педагогу, решившему принять участие в профессиональном конкурсе. Опыт показывает, что конкурс педагогического мастерства — это испытание не только для конкурсанта, но и для заинтересованных в профессиональном росте конкурсанта людей: заведующего, старшего воспитателя, коллег. И заинтересованных в имидже учреждения. Не зря существует мнение, что за лицом педагога видно лицо старшего воспитателя.
Скажу, что без должной помощи старшего воспитателя и заведующего подготовиться очень трудно. Как же идёт подготовка к таким конкурсам в нашем учреждении.
Как известно, в нашем учреждении нет методической службы, есть старший воспитатель и заведующий. В нашем учреждении они и представляют основу творческой группы, команды, которая и занимается подготовкой педагога, а потом в эту группу вливаются активные педагоги, которые своими советами и рекомендациями вносят свою лепту в общее дело.
Подготовка к конкурсу начинается задолго до самого конкурса. Известно, что конкурс – не только испытание для педагога, но и публичная форма повышения квалификации, в результате которой повышается профессионализм педагога. Важна мотивация на профессиональное самосовершенствование, самостоятельность убеждений, активность, готовность к действию и реализации своих идей. И первоначальная задача администрации ДОУ найти этого человека, который имеет желание, возможности, знания и опыт выступить на конкурсе педмастерства. Поэтому подготовка педагога к конкурсу в нашем детском саду начинается задолго до конкурса, примерно за 1 год. В этот момент как таковой подготовки ещё нет, но важно именно морально и психологически убедить педагога в том, что он достоин, на него возлагаются надежды и он уже победитель. Это важно!!!
Сам процесс подготовки, участия в конкурсе и методического сопровождения конкурсанта можно разделить на 3 этапа. Хотелось бы остановиться на 1 этапе.
Известно, что на конкурсе педагог защищает свой опыт работы, именно в этот промежуток времени до конкурса у него есть возможность для оформления своих результатов труда, подведения итогов своей работы. С этого момента и начинается 1 этап. Тему педагог выбирает сам, то, что он считает нужным показать и поделиться своим опытом.
В соответствии с темой своего опыта разрабатывается конкурсное мероприятие с детьми. То есть конспект занятия. На этом этапе старшим воспитателем особое внимание уделяется следующим вопросам:
использование технологии анализа педагогической деятельности;
определение соответствия технологии проведения учебного занятия заявленному опыту ;
оказание консультативной помощи педагогу в отборе содержания и редактировании предлагаемого материала;
разработка механизма распространения представленного конкурсантом педагогического опыта;
На этом этапе важно применять разнообразные формы и методы совместной работы творческой группы (команды)и участника. Занятие, которое приготовил конкурсант, необходимо проработать, просчитывая каждый этап поминутно. Как делали мы? Первоначально занятие просматривала только администрация, вносили какие – либо изменения. Далее приглашались коллеги, активные педагоги и опять проводилось мероприятие. Опираясь на «взгляд со стороны», можно увидеть неточности, погрешности. Применялись формы работы
просмотр и коллективное обсуждение;
моделирование ситуаций;
Занятие прогонялось несколько раз. Пока не доводилось до совершенства.
Аналогично проходила подготовка и мастер-класса и само презентации. Предварительно просматривались выступления на областном конкурсе предыдущих лет на Интернет-ресурсах. С помощью этих просмотров, появлялась идея. Далее в группе решали, придумывали модель мастер-класса и само презентации. На этом промежутке подготовки уместен
мозговой штурм
тренинг
моделирование ситуаций.
Мастер –класс и само презентация также прогонялась несколько раз. Предлагали к просмотру почти всему коллективу, в процессе вносили изменения. Обращали внимание на темп речи, на грамотность, на жесты, на то, как стоит конкурсант и его одежду.
II этап – методическое сопровождение участника конкурса на самом конкурсе. На данном этапе предусматривается индивидуальное консультирование конкурсанта по вопросам современного образования, требований к выполнению различных конкурсных заданий. На данном этапе важно оказать конкурсанту теоретическую помощь и психологическую поддержку.
На этом этапе важно придерживаться некоторых советов и правил:
- Не навязывать своё мнение.
- Не усугублять стресс, а помогать снимать его.
- Забота об имидже и внешнем виде конкурсанта.
III этап – методическое сопровождение конкурсантов в постконкурсный период с целью дальнейшего развития их профессионализма.
Замечено и не может не радовать тот факт, что педагоги –бывшие участники конкурсов участвуют в работе семинаров, проводят открытые уроки и мастер-классы для «будущих» конкурсантов, участвуют в составе жюри на конкурсах профессионального мастерства. Опыт победителей и лауреатов конкурсов обобщен, распространен и используется в рамках системы повышения квалификации.