13.09.2016
О МУЗЫКЕ ПЕДАГОГАМ
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ
по образовательной области «Музыка»
ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ ДОЛЖЕН:
- рассказать воспитателям о требованиях к организации музыкальных зон, их наполнении (в соответствии с возрастными особенностями);
- предоставить перечень литературы по изготовлению вариантов инструментов для шумового оркестра и различных атрибутов;
- отметить необходимость привлечения родителей и детей (особенно старшего дошкольного возраста) к участию в оформлении музыкальной зоны;
- познакомить с положениями смотра-конкурса.
Причины проблем в осуществления взаимного сотрудничества:
Музыкальный руководитель | Воспитатель |
1. Не знает (или плохо знает) особенности общекультурной компетентности воспитателей конкретного детского сада, их музыкальные потребности и интересы, а так же плохо представляет свою роль в педагогическом процессе. | 1. Не знает (или плохо знает) функциональные обязанности музыкального руководителя, его роль в педагогическом процессе ДОУ. |
2. Отсутствует профессиональная помощь и поддержка друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки (зачастую все сводится к подготовке утренников и развлечений). | |
3. Самоустранение от педагогического процесса в ДОУ (не участвует в методической работе, составлении годового плана, и т.д.) | 3. Не знает свои обязанности в процессе проведения музыкального занятия. |
4. Не достаточно владеет знаниями основ педагогики и психологии дошкольников. | 4. Не владеет специальными исполнительскими умениями, плохо ориентируется в мире музыкального искусства, практически не знаком со спецификой детского музыкального репертуара. Имеет слабые знания основ методики музыкального воспитания. |
5. Отсутствует система работы с семьей. |
Для решения возникающих противоречий музыкальному руководителю необходимо:
· осуществлять личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей;
· знать свои профессиональные функции и познакомить с ними воспитателей;
· проанализировать свою работу с воспитателями;
· провести диагностику (на основе наблюдений, бесед, анкетирования) уровня базовой компетентности воспитателя по вопросам музыкального воспитания дошкольников;
· планировать и по мере необходимости корректировать свою работу с педагогами по повышению профессиональной компетентности на основе имеющихся данных;
· совместно с воспитателем проектировать целостный, но при этом вариативный педагогический процесс в ДОУ, в котором каждый ребенок мог бы максимально проявляться, развиваться и образовываться;
· проводить работу с воспитателем в системе, с учетом особенностей ДОУ и конкретного педагога;
· активно участвовать в методической работе ДОУ.
Одним из ведущих направлений профессионального взаимодействия должно быть взаимное обогащение профессионального опыта педагогов. Нельзя допустить, чтобы оно было только односторонним, например, в традиционном смысле – от музыкального руководителя к воспитателю.
Формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя:
- разработка единых диагностических карт музыкальности ребенок; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности;
- совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;
- взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;
- взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;
- музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ;
- совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки;
- совместная организация родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребенка;
- совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;
- организация смотров-конкурсов проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе;
- составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников;
- взаимодействие с методической службой ДОУ.
В связи с тем, что в настоящее время в дошкольных учреждениях работает много педагогов, не имеющих специального дошкольного образования, музыкальному руководителю необходимо вести активную просветительскую работу. Он должен в короткие сроки дать педагогам конкретные знания по вопросам методики музыкального воспитания, сформировать у них базовый уровень исполнительских умений, познакомить с репертуаром (той группы, на которой работает педагог). Эффективной формой работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей являются семинары-практикумы (см. приложение). Их необходимо планировать вместе с методистом ДОУ и отражать в годовых задачах.
Еще одной эффективной формой работы музыкального руководителя с воспитателями являются смотры-конкурсы. Они активизируют творческий потенциал педагогов, детей, родителей. Один из вариантов – это смотр-конкурс музыкальных уголков (см. приложение). Музыкальные центры организуются в каждой возрастной группе. Эта работа ведется воспитателями при активной помощи музыкального руководителя.
АНКЕТА
для воспитателей
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ»
1. В чем проявляются музыкальные потребности детей в вашей группе?
а).В игре.
б).В самостоятельной музыкальной деятельности.
в).Не проявляются совсем.
г).Другое.
2. Какие виды музыкальной деятельности дети предпочитают остальным?
а).Слушание.
б).Пение.
в). Музыкально-ритмические движения.
г). Игру на детских музыкальных инструментах.
д). Музыкально-дидактические игры.
3. Как проявляется интерес к музыкальному репертуару?
а).Не проявляется совсем.
б).Есть любимые песни, которые поют самостоятельно.
в).Другое.
4. В каком виде музыкальной деятельности лучше и чаще всего дети проявляют творческие способности?
а).В пении.
б).В музыкальных играх.
в).В танцах.
г).При инсценировании песен.
д).Другое.
5. Проявляются ли музыкально-познавательные способности детей в вашей группе?
а).Не замечала.
б).В высказываниях о характере музыки.
в).Проводят аналогию между жизненными и музыкальными явлениями.
г).Другое.
Источник: http://www.musical-sad.ru/forum/8-126-1