20.02.2021
Родительское собрание
"Путешествие в страну "Речевичок"
Цель: Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи; повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста, включение родителей в единое образовательное пространство ДОУ.
Задачи:
1. Познакомить с игровыми приёмами родителей по развития речи;
2. Формирование родительской компетентности в области речевого развития детей;
3. Закрепить навыки эффективного взаимодействия родителей и детей в процессе организации совместных игровых действий.
Участники: родители, воспитатели.
Ход собрания
- Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
- Забудьте на время, что вы взрослые и давайте поиграем. Вы хотите? Тогда мы отправляемся в путешествие в страну Речевичок!!!
- А вы читаете детям сказки? Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого ребенка, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Догадайтесь, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать:
1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …(Колобок)
2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна! (Мышка)
3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! (Теремок)
4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось! (Яйцо)
А вы пробовали развивать речь ребенка через погружения его в природу? Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.
Представьте. Мы попали в весенний лес, кругом тихо, только иногда шелестят листья. Предлагаю свои чувства и ощущения высказать словами.
(подберем к словам прилагательные, «эпитеты»)
Игра. «Эпитеты».
Цель: Формировать у детей умение подбирать эпитеты к словам.
- листья (желтые, зеленые, шуршащие, легкие, резные, дубовые, скрученные),
- лес (волшебный, заколдованный, дремучий, шумный, добрый),
- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.),
- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный, бисерный и т. д.),
- луна (яркая, растущая, холодная, полная, далекая и т.д.)
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.
1 этап. Сделаем « Массаж». Цель: активизируем у детей работу внутренних органов.
-Массируем пальцы.
Большой – отвечает за голову;
Указательный – желудок;
Средний – печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.
1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2)потереть ладони, похлопать.
-Наши пальчики тоже решили поиграть.
Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом).
Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев рук.
(медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
1)Игра «Паровоз» Цель: развитие у детей силы голоса и речевого дыхания.
Педагог показывает картинку, на которой нарисован паровоз.
«Заводной игрушечный паровоз гудит не громко, тихо» - тихо говорим «У-У-У…»; по сигналу: «настоящий большой паровоз» - говорим громче; по сигналу - «игрушечный едет» - говорим тише; по сигналу «паровоз уехал» - замолкаем.
Почему мы остановились? Спустились шины?
2) Игра «Насос».
Цель: развивать у детей озвученный выдох, умение действовать в коллективе.
(Производим глубокий вдох и озвученный выдох.)
Педагог предлагает взять насос и накачать шины. Родители, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…».
-Что-то вы заскучали. Повторяйте за мной.
3)Игра «Чистоговорки ».
Цель: формировать у детей умение правильно произносить заданный звук.
Жа - жа - жа, есть иголки у ежа
Жу-жу-жу молоко дадим ежу
Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку (звуки «п-б»)
Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.
-Как методически правильно провести дидактическую игру вы узнаете из памятки, которую мы вам подготовили.
- Сегодня мы с Вами подтвердили тот факт, что взрослые должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства высказывать словами.
Обратная связь:
- Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?- Чем полезна именно для Вас данная встреча?- Какие конкретные игровые приёмы Вы будете использовать дома?
Мы обратили ваше внимание на то, что необходимо в детском саду и дома проводить с детьми дидактические и пальчиковые игры по развитию речи, задача которых – помочь детям обогатить активный словарь, развить связную речь и речевое творчество.
Решения родительского собрания
1.Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим и пальчиковым играм, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера направленные на развитие речи и обогащение чувственных впечатлений детей.
2.Принимать активное участие в жизни детского сада.
Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.
Памятка для родителей «Использование дидактических игр в семье».
Семья это среда обитания, это культурный слой, на котором, только может расти человек.
Это защита, тепло, труд и отдых.
Без семьи человек - словно свеча на ветру. Но семейная жизнь требует терпения, выдержки, умения жить с другим человеком. И, конечно, самое надёжное средство, цементирующее семейный очаг - это любовь.
Маленькие дети - очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остаётся времени на своё чадо. И всё же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребёнком, поиграть с ним и чему-то научить. Забудьте немного о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем:
«Назови третье»
Взрослый называет 2 предмета, объединенные одним родовым понятием и предлагает ребёнку назвать третий. Например:
Чашка, тарелка…….
Велосипед, автобус,…….
Диван, стол,…
Яблоко, банан,…
«Вкусные слова»
Предложите ребёнку по очереди называть и «класть» на ладошку «вкусные» слова.
Слова, также могут быть «холодными», «горькими», «пушистыми», «весенними» и т.д.
«Чего не стало?»
Взрослый ставит перед ребёнком 5-8 игрушек и просит запомнить их. Затем ребёнок отворачивается или запомнить их. Открыв глаза, ребёнок должен назвать какой игрушки не стало.
«Говори наоборот»
Взрослый называет существительное, прилагательное, а ребёнок подбирает к ним слова с противоположным значением:
Грустно - весело
Большой - маленький
Холодный - горячий
Светлый - тёмный и т. д.
«Угадай предмет»
Ребёнку завязывают глаза и дают в руки предмет. Ощупав предмет, ребёнок должен его назвать.
Эти игры помогут развить у ребёнка речь, внимание, память, мышление. А также подарят вам и вашему ребёнку минуты бесценного общения.
Желаем Вам успехов!