Порядок наблюдения за детьми МБДОУ №37 с целью выявления семейного неблагополучия

Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному
выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном
положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или)
предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Семья считается находящейся в трудной жизненной ситуации, если у
родителей (законных представителей) по каким-либо причинам временно или
долгосрочно нет возможности:




исполнять свои обязанностей по воспитанию, обучению детей;
исполнять свои обязанностей по содержанию ребенка (детей);
положительно влиять на их поведение.

4. Порядок наблюдения за детьми
4.1. Воспитатель:
 на начало года (сентябрь) проводит анкетирование среди родителей
(законных представителей);
 передает анкеты специалисту, ответственному за составление социального
паспорта МБДОУ №37;
 проводит ежедневный осмотр детей, проводит беседы с детьми, наблюдает
за детьми в процессе игры, наблюдает за общением детей и родителей (законных
представителей) в момент прихода и ухода из детского сада (приложение 1);
 совместно со специалистом МБДОУ №37 (при наличии штатной еденицы)
выявляет социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников,
находящихся в социально-опасном положении;
 при выявлении детей, находящихся в социально-опасном положении или
родителей (законных представителей) (законных представителей), не выполняющих
своих родительских обязанностей, готовит служебную записку с приложением
характеристики на воспитанника (Приложение 2) на имя заведующего МБДОУ №37
для составления плана проведения индивидуально-профилактической работы с
данной семьей.
4.2. Старший воспитатель:
 собирает информацию по семьям от воспитателей для составления
социального паспорта МБДОУ №37;
 своевременно сообщает о несовершеннолетних, находящихся в социальноопасном положении в Территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и
защите их прав (далее – ТКДНиЗП), в Отдел по делам несовершеннолетних ОМВД
России по Артемовскому району, в Управление социальной политики;
 ведет учет детей, находящихся в социально-опасном положении или
родителей (законных представителей), не выполняющих своих родительских
обязанностей;
 составляет план проведения индивидуально-профилактической работы с
семьями «группы риска»;
 заполняет карты на воспитанников, находящихся в социально-опасном
положении;
 совместно с воспитателем МБДОУ №37 выявляет социально-бытовые
условия проживания семей и воспитанников, находящихся в социально-опасном
положении.

5. Оформление документов
5.1. После постановки на учет в ТКДНиЗП на каждую семью формируется
пакет документов:
 акт обследования жилищно-бытовых условий (приложение 3);
 представление ТКДНиЗП о постановке на учет;
 план индивидуальной профилактической работы (приложение 4);
 дневник наблюдений за семьей (приложение 5).
5.2. Документы хранятся у заместителя заведующего (старшего воспитателя).
5.3.
Ежеквартально
предоставляется
исполнение
индивидуальнопрофилактической работы в Управление образования Артемовского городского
округа и в ТКДНиЗП.

Приложение 1
к Порядку наблюдения за детьми
Признаки, позволяющие заподозрить применение физического насилия над
ребенком
Внешний вид ребенка и характер травм:
- множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки
пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги на коже) и различную степень давности
(свежие или заживающие);
- задержка физического развития (отставание в весе и росте);
- признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний
вид, сыпь).
Психическое состояние и поведение ребенка:
возраст 1,5 -3 года
- боязнь взрослых;
- редкие проявления радости, плаксивость;
- реакция испуга на плач других детей;
- крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности;
возраст 3 -6 лет
- примирение со случившимся, отсутствие сопротивления; - пассивная реакция
на боль;
- болезненное отношение к замечаниям, критике;
- заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
- псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
- негативизм, агрессивность;
- жестокое отношение к животным;
- лживость, воровство;
- склонность к поджогам.
Поведение родителей (законных представителей):
-противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка и нежелание
внести ясность в произошедшее;
-несвоевременное обращение за медицинской помощью;
-инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
-обвинение в травмах самого ребенка;
-неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее
преувеличению или преуменьшению;

-отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
-невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с
ребенком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью
ребенка;
- рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических
расстройств в поведении или проявление патологических черт характера
(агрессивность, устойчивое возбуждение и др.).
Признаки, позволяющие заподозрить применение эмоционального насилия.
Психическое состояние и физическое развитие ребенка:
- задержка физического и умственного развития;
- нервный тик;
- энурез;
- печальный вид;
- различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела,
язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).
Поведение ребенка:
- беспокойство или тревожность; - нарушение сна;
- длительно сохраняющееся подавленное состояние; - агрессивность;
- склонность к уединению;
- чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение; - угрозы или
попытки самоубийства;
- неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая
сверстников;
- плохая успеваемость;
- низкая самооценка;
- нарушение аппетита.
Поведение взрослых
- нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается; оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;
- постоянное чрезмерное критичное отношение к нему; - негативная
характеристика ребенка;
- отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником; перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
- открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные
психические состояния и поведение ребенка -признаки, по которым можно
заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:

- утомленный, сонный вид, опухшие веки;
- санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;
- низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании
(например, во время пребывания в больнице или приюте);
- задержка роста или общее отставание в физическом развитии;
- задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении
ситуации и появлении заботы о ребенка;
-частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни; -повторные
случайные травмы или отравления;
-постоянный голод и (или) жажда; -кража пищи;
- требование ласки и внимания;
- подавленное настроение, апатия;
- агрессивность и импульсивность.
Особенности внешнего вида ребенка, характера травм, психического
состояния и поведения, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:
-заболевания, передающиеся половым путем;
-повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей; -резкие
изменения веса;
-психосоматические расстройства, -страхи, ночные кошмары;
-несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками
или игрушками;
-несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении.

Приложение 2
к Порядку наблюдения за детьми

Характеристика воспитанника должна включать:
1. Общие данные несовершеннолетнего: Ф. И. О., число, месяц, год рождения,
домашний адрес, телефон. Дата зачисления в ДОО.
2. Информация о родителях (законных представителях): Ф. И. О., место работы,
должность.
3. Жилищные условия.
4. Сведения о семье.
4.1. Данные о родителях (законных представителях): Ф. И. О., дата рождения,
образование, место работы. Другие члены семьи.
4.2. Тип семьи:
4.2.1. Благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания,
эмоциональная атмосфера семьи положительна).
4.2.2. Неблагополучная, в т. ч.:
- педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания,
отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение,
систематические физические наказания, низкая осведомленность об интересах, о
поведении ребенка);
- нравственно-неблагополучная (асоциальная; родители ведут аморальный образ
жизни: пьянствуют, не работают, содержат притон, имеют судимость, воспитанием
детей не занимаются);
- конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между
родителями (законными представителями) постоянные конфликты, родители
раздражительны, жестоки, нетерпимы).
4.3. Характер взаимоотношений родителей (законных представителей) с ребенком:
- семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного
достоинства ребенка);
- чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от
трудностей, забот, усилий);
- попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка,
пассивность, признание полной автономности ребенка);
- сотрудничество (взаимное уважение, совместное переживание радости, горя и т. д.).
4.4. Организация режима труда и отдыха: - соблюдается ли режим дня;
- как организовано общение воспитанника в семье во время досуга, летнего отдыха,
отпуска родителей (законных представителей).

5. Особенности личности воспитанника:
- состояние физического и психического здоровья; - особенности поведения;
- уровень развития навыков самообслуживания; - черты характера;
- взаимоотношения с воспитателями, родителями (законными представителями),
сверстниками;
- отношение и способности к мероприятиям образовательного процесса; особенности умственного развития;
- направленность интересов (привычки, увлечения);
- дополнительное образование (кружки, секции).
6. Критерии и показатели социально-педагогической запущенности (безработица,
бродяжничество, злоупотребление спиртными напитками, жестокое обращение и
др.).
7. Принятые меры (результаты) профилактической работы.
8. Выводы и предложения.
Характеристика официальный документ. Характеристика подписывается лицом,
подготовившим ее и руководителем образовательного учреждения, которые несут
ответственность за достоверность предоставленной информации.

Приложение 3
к Порядку наблюдения за детьми

АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-БЫТОВЫХ УСЛОВИЙ
от ________________20___г.
ФИО родителей (законных представителей)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Образование_______________________________________________________
__________________________________________________________________
Адрес проживания__________________________________________________
Адрес регистрации__________________________________________________ Место
работы ___________________________________________________
_______________________________________________________________
Статус семьи (полная, неполная, многодетная, опекунская)________________
__________________________________________________________________ Статус
«нуждающейся
семьи»
(да,
нет)
________________________________
__________________________________________________________________ Состав
семьи:

№

Ф.И.О.
семьи

членов

Дата
и
место
рождения

Место
работы,
учебы,
ДОУ

Размер Отношени
доходов е к главе
семьи

1
2
3
4
5
Цель
социального
патронажа:_________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Характеристика
жилья
и
ситуация
на
момент
обследования:______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Заключение
специалиста_____________________________________________
__________________________________________________________________
Подписи специалистов (с указанием должностей)________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Резолюция
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дата _________________________
Заведующий ДОО ____________

Приложение 4
к Порядку наблюдения за детьми

План индивидуальной профилактической работы с семьей, состоящей
на внутрисадовом контроле, воспитанницы(ка)
ФИО Воспитанницы (ка) группы №____ ДОО № ________
Мероприятия
Социальный
патронаж
оформление акта ЖБУ

сроки
семьи, в течение 14
дней с момента
постановки на
контроль
Систематизация сведений о семье в течение 10
дней с момента
постановки на
контроль
Оформление социального паспорта в течение 10
дней с момента
постановки на
контроль
Психолого-педагогическое
в течение года
консультирование, содействие во
взаимодействии со специалистами
ДОО

ответственные

Привлечение
к участию в в течение года
мероприятиях, проводимых в ДОО
Проведение индивидуальных бесед в течение года
с
родителями
(законными
представителями),
консультирование
по
вопросам
воспитания
и в течение года
Изучение
динамики
проблемы
развития ребенка
семьи

Анализ работы с семьей

в течение года

Воспитатель
__________________________________________________________________
Дата

Приложение 5
к Порядку наблюдения за детьми
Дневник наблюдений за семьей ____________
Дата

Сфера наблюдений Взаимоотношения
(поведение,
между
членами
настроение,
семьи
общение)

Участие
родителей
(законных
представителей)
в
жизни ребенка


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».