Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. Семья считается находящейся в трудной жизненной ситуации, если у родителей (законных представителей) по каким-либо причинам временно или долгосрочно нет возможности: исполнять свои обязанностей по воспитанию, обучению детей; исполнять свои обязанностей по содержанию ребенка (детей); положительно влиять на их поведение. 4. Порядок наблюдения за детьми 4.1. Воспитатель: на начало года (сентябрь) проводит анкетирование среди родителей (законных представителей); передает анкеты специалисту, ответственному за составление социального паспорта МБДОУ №37; проводит ежедневный осмотр детей, проводит беседы с детьми, наблюдает за детьми в процессе игры, наблюдает за общением детей и родителей (законных представителей) в момент прихода и ухода из детского сада (приложение 1); совместно со специалистом МБДОУ №37 (при наличии штатной еденицы) выявляет социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, находящихся в социально-опасном положении; при выявлении детей, находящихся в социально-опасном положении или родителей (законных представителей) (законных представителей), не выполняющих своих родительских обязанностей, готовит служебную записку с приложением характеристики на воспитанника (Приложение 2) на имя заведующего МБДОУ №37 для составления плана проведения индивидуально-профилактической работы с данной семьей. 4.2. Старший воспитатель: собирает информацию по семьям от воспитателей для составления социального паспорта МБДОУ №37; своевременно сообщает о несовершеннолетних, находящихся в социальноопасном положении в Территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – ТКДНиЗП), в Отдел по делам несовершеннолетних ОМВД России по Артемовскому району, в Управление социальной политики; ведет учет детей, находящихся в социально-опасном положении или родителей (законных представителей), не выполняющих своих родительских обязанностей; составляет план проведения индивидуально-профилактической работы с семьями «группы риска»; заполняет карты на воспитанников, находящихся в социально-опасном положении; совместно с воспитателем МБДОУ №37 выявляет социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, находящихся в социально-опасном положении. 5. Оформление документов 5.1. После постановки на учет в ТКДНиЗП на каждую семью формируется пакет документов: акт обследования жилищно-бытовых условий (приложение 3); представление ТКДНиЗП о постановке на учет; план индивидуальной профилактической работы (приложение 4); дневник наблюдений за семьей (приложение 5). 5.2. Документы хранятся у заместителя заведующего (старшего воспитателя). 5.3. Ежеквартально предоставляется исполнение индивидуальнопрофилактической работы в Управление образования Артемовского городского округа и в ТКДНиЗП. Приложение 1 к Порядку наблюдения за детьми Признаки, позволяющие заподозрить применение физического насилия над ребенком Внешний вид ребенка и характер травм: - множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги на коже) и различную степень давности (свежие или заживающие); - задержка физического развития (отставание в весе и росте); - признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь). Психическое состояние и поведение ребенка: возраст 1,5 -3 года - боязнь взрослых; - редкие проявления радости, плаксивость; - реакция испуга на плач других детей; - крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности; возраст 3 -6 лет - примирение со случившимся, отсутствие сопротивления; - пассивная реакция на боль; - болезненное отношение к замечаниям, критике; - заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; - псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых); - негативизм, агрессивность; - жестокое отношение к животным; - лживость, воровство; - склонность к поджогам. Поведение родителей (законных представителей): -противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее; -несвоевременное обращение за медицинской помощью; -инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица; -обвинение в травмах самого ребенка; -неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее преувеличению или преуменьшению; -отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка; -невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка; - рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, устойчивое возбуждение и др.). Признаки, позволяющие заподозрить применение эмоционального насилия. Психическое состояние и физическое развитие ребенка: - задержка физического и умственного развития; - нервный тик; - энурез; - печальный вид; - различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология). Поведение ребенка: - беспокойство или тревожность; - нарушение сна; - длительно сохраняющееся подавленное состояние; - агрессивность; - склонность к уединению; - чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение; - угрозы или попытки самоубийства; - неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников; - плохая успеваемость; - низкая самооценка; - нарушение аппетита. Поведение взрослых - нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается; оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка; - постоянное чрезмерное критичное отношение к нему; - негативная характеристика ребенка; - отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником; перекладывание на него ответственности за свои неудачи; - открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку. Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка -признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам: - утомленный, сонный вид, опухшие веки; - санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез; - низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте); - задержка роста или общее отставание в физическом развитии; - задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенка; -частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни; -повторные случайные травмы или отравления; -постоянный голод и (или) жажда; -кража пищи; - требование ласки и внимания; - подавленное настроение, апатия; - агрессивность и импульсивность. Особенности внешнего вида ребенка, характера травм, психического состояния и поведения, позволяющие заподозрить сексуальное насилие: -заболевания, передающиеся половым путем; -повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей; -резкие изменения веса; -психосоматические расстройства, -страхи, ночные кошмары; -несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками; -несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении. Приложение 2 к Порядку наблюдения за детьми Характеристика воспитанника должна включать: 1. Общие данные несовершеннолетнего: Ф. И. О., число, месяц, год рождения, домашний адрес, телефон. Дата зачисления в ДОО. 2. Информация о родителях (законных представителях): Ф. И. О., место работы, должность. 3. Жилищные условия. 4. Сведения о семье. 4.1. Данные о родителях (законных представителях): Ф. И. О., дата рождения, образование, место работы. Другие члены семьи. 4.2. Тип семьи: 4.2.1. Благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительна). 4.2.2. Неблагополучная, в т. ч.: - педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания, отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, систематические физические наказания, низкая осведомленность об интересах, о поведении ребенка); - нравственно-неблагополучная (асоциальная; родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, не работают, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются); - конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями (законными представителями) постоянные конфликты, родители раздражительны, жестоки, нетерпимы). 4.3. Характер взаимоотношений родителей (законных представителей) с ребенком: - семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка); - чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий); - попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономности ребенка); - сотрудничество (взаимное уважение, совместное переживание радости, горя и т. д.). 4.4. Организация режима труда и отдыха: - соблюдается ли режим дня; - как организовано общение воспитанника в семье во время досуга, летнего отдыха, отпуска родителей (законных представителей). 5. Особенности личности воспитанника: - состояние физического и психического здоровья; - особенности поведения; - уровень развития навыков самообслуживания; - черты характера; - взаимоотношения с воспитателями, родителями (законными представителями), сверстниками; - отношение и способности к мероприятиям образовательного процесса; особенности умственного развития; - направленность интересов (привычки, увлечения); - дополнительное образование (кружки, секции). 6. Критерии и показатели социально-педагогической запущенности (безработица, бродяжничество, злоупотребление спиртными напитками, жестокое обращение и др.). 7. Принятые меры (результаты) профилактической работы. 8. Выводы и предложения. Характеристика официальный документ. Характеристика подписывается лицом, подготовившим ее и руководителем образовательного учреждения, которые несут ответственность за достоверность предоставленной информации. Приложение 3 к Порядку наблюдения за детьми АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-БЫТОВЫХ УСЛОВИЙ от ________________20___г. ФИО родителей (законных представителей) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Образование_______________________________________________________ __________________________________________________________________ Адрес проживания__________________________________________________ Адрес регистрации__________________________________________________ Место работы ___________________________________________________ _______________________________________________________________ Статус семьи (полная, неполная, многодетная, опекунская)________________ __________________________________________________________________ Статус «нуждающейся семьи» (да, нет) ________________________________ __________________________________________________________________ Состав семьи: № Ф.И.О. семьи членов Дата и место рождения Место работы, учебы, ДОУ Размер Отношени доходов е к главе семьи 1 2 3 4 5 Цель социального патронажа:_________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Характеристика жилья и ситуация на момент обследования:______________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Заключение специалиста_____________________________________________ __________________________________________________________________ Подписи специалистов (с указанием должностей)________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Резолюция __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Дата _________________________ Заведующий ДОО ____________ Приложение 4 к Порядку наблюдения за детьми План индивидуальной профилактической работы с семьей, состоящей на внутрисадовом контроле, воспитанницы(ка) ФИО Воспитанницы (ка) группы №____ ДОО № ________ Мероприятия Социальный патронаж оформление акта ЖБУ сроки семьи, в течение 14 дней с момента постановки на контроль Систематизация сведений о семье в течение 10 дней с момента постановки на контроль Оформление социального паспорта в течение 10 дней с момента постановки на контроль Психолого-педагогическое в течение года консультирование, содействие во взаимодействии со специалистами ДОО ответственные Привлечение к участию в в течение года мероприятиях, проводимых в ДОО Проведение индивидуальных бесед в течение года с родителями (законными представителями), консультирование по вопросам воспитания и в течение года Изучение динамики проблемы развития ребенка семьи Анализ работы с семьей в течение года Воспитатель __________________________________________________________________ Дата Приложение 5 к Порядку наблюдения за детьми Дневник наблюдений за семьей ____________ Дата Сфера наблюдений Взаимоотношения (поведение, между членами настроение, семьи общение) Участие родителей (законных представителей) в жизни ребенка