Образовательная программа дошкольного образования "Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №37"
Описание образовательной программы
Образовательная программа МБДОУ №37 - это нормативно - управленческий документ, характеризующий ценностно - целевые ориентиры, специфику развития содержания образования и организации образовательного процесса, его ресурсное обеспечение (материально - технические, программно - методические, медико - социальные условия пребывания детей в детском саду), разработанный с учётом потребностей воспитанников детского сада и их родителей.
Образовательная программа дошкольного образования разработана и утверждена Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад №37", осуществляющим образовательную деятельность в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом примерной образовательной программы дошкольного образования.
Программа ориентирована на детей раннего возраста с 2 до 3 лет и детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет и реализуется в течение всего времени их пребывания в дошкольной образовательной организации.
Основными документами, регламентирующими ценностно-целевые и методологические основы Программы, являются:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 15 мая 2020 г. N 236 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования" (с изменениями и дополнениями).
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 года);
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15);
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ о№ 28 от 28.09.2020.
Устав МБДОУ № 37.
Программа призвана обеспечить гуманизацию и индивидуализацию образовательного процесса на основе:
− учета потребностей воспитанников детского сада, их родителей;
− отбора содержания и его реализации в соответствии с возможностями и потребностями детей;
− использования и совершенствования методик образовательного процесса и образовательных технологий;
− сотрудничества дошкольной образовательной организации и семей воспитанников.
Цель программы: проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Цель Программы достигается через решение следующих задач:
– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования;
– воспитание любви к малой Родине, осознание ее многонациональности, многоаспектности.
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивацию и способности детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определение направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы и фольклора, самообслуживания и элементов трудовой деятельности, конструирования и изобразительной деятельности, музыкальной и двигательной деятельности
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими.
Объем обязательной части Программы составляет 60% от ее общего объема, объем части, формируемой участниками образовательных отношений - 40%.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает выполнение следующих целей и задач:
Цель: создание условий для разностороннего и гармонического развития воспитанников, укрепление их физического и психического здоровья, развитие двигательной активности и физических качеств, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
− Сохранять, укреплять и охранять здоровье детей.
− Формировать у детей привычку здорового образа жизни.
− Создавать условия для осознания воспитанниками своих личностных и физических качеств и возможностей на основе развития представлений о себе.
− Развивать инициативу, способность к самоконтролю, самостоятельность и творчество в разных видах деятельности.
− Воспитывать любовь к малой Родине, осознание ее многонациональности, многоаспектности. Формировать общую культуры личности с учетом этнокультурной составляющей образования.
− Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родному краю, культурному наследию своего народа.
− Воспитывать уважение и понимание своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантное отношение к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
− Формировать бережное отношение к родной природе, окружающему миру.
− Готовить детей дошкольного возраста к безопасному участию в дорожном движении, формировать у них соответствующие знания, умения и навыки, ответственность за свое поведение, формировать навыки правильного реагирования на любую дорожную ситуацию, умение предвидеть опасность, прогнозировать ее последствия.
− Вовлекать семьи воспитанников в образовательное пространство дошкольной
В основе реализации Программы лежит культурно-исторический и системно-деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), которые предполагают:
− полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
− индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
− содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
− поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
− партнерство с семьей;
− приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
− формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
− возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
− учёт этнокультурной ситуации развития детей.
− обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.
Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:
− совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
− образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
− самостоятельную деятельность детей;
− взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. «Основные принципы дошкольного образования и их реализация». Подробнее здесь.
Построение образовательного процесса основывается на комплексно-тематическом принципе. Это дает детям возможность «погрузиться» в предложенную тему, избежать утери интереса, обогащает впечатления детей, информационную базу, расширяет активный словарь. В содержание тематического планирования входят помимо непосредственно образовательной деятельности праздники, события, проекты и др. Содержание образования проецируется на предметную среду. Педагог организует предметную среду, подбирает развивающий материал, в соответствии с тематическим блоком.
В программе прописаны особенности режима дня пребывания ребёнка в дошкольной образовательной организации, особенности организации образовательной деятельности и режимных моментов: утреннего приёма, прогулки, питания, дневного сна.
Программа предусматривает особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, включает такие направления как: диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа, консультативная работа, информационно-просветительская работа.
Предметно-пространственная среда обеспечивает условия:
– для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции и компенсации недостатков развития детей.
– для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников.
– для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей.
– для познавательно-исследовательского развития детей
– для художественно-эстетического развития детей.
Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе ДОУ
Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастной группе ДОУ
Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУ
Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе ДОУ
Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации Программы выстраивается в целях создания в детском саду необходимых условии для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
− Единый подход к процессу воспитания ребёнка
− Открытость дошкольного учреждения для родителей
− Взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей
− Уважение и доброжелательность друг к другу
− Дифференцированный подход к каждой семье
Задачи:
1. Формирование психолого-педагогических знаний родителей
2. Приобщение родителей к участию в жизни дошкольной образовательной организации
3. Оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей
4. Изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.